ГлавнаяЛента новостейГлавнаяОбществоНетабасараны о табасаранах

Нетабасараны о табасаранах

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

/МНЕНИЕ/

«Избави бог и нас от этаких судей»

И. А. Крылов

Многие учёные-языковеды, этнографы посвятили свои труды изучению быта, обычаев, истории, языка и культуры нашего народа: «Грамматический очерк табасаранского языка» А. Дирра от 1905 года; «Диалектология табасаранского языка» А.Н. Генко – 30-е годы XX века, незаконченные работы П.К. Услара; «Путешествие по Дагестану и Закавказью» Березина И.Н. и многие другие. Примечательны слова немецкого языковеда, этнографа А. Дирра о наших табасаранах: «… Мы прощаемся с людьми, которые показали нам столько же навязчивого добродушия, сколько и приветливой любезности. Я им очень благодарен…». Говоря о вкладе А. Дирра в изучение языка и этнографии Табасарана, Магомед Гасанов – действительный член Международной академии наук высшей школы – пишет: «А. Дирр, сделавший немало для исследования табасаранского языка, оставался высокомерным в отношении культуры табасаранцев» («Зори Табасарана», №10 от 10 марта 2017 г.). Тем не менее, в какой-то степени нас радуют труды и выводы А. Дирра о табасаранах.

Давайте теперь посмотрим на нас глазами Березина И.Н., который в учёном путешествии по Дагестану и Закавказью собрал кое-какой материал и сделал свои выводы, в частности о табасаранах. Не могу оставить без отклика, комментариев и оценки его слова. Наряду с материалом фактического характера, встречающимся у многих этнографов, в отличие от них, первое, что увидел Березин – это как табасараны усердно занимаются грабежом и разбоем… Далее: «У Табасарана нет истории, да и какая История может быть у кучки разбойников, для которых единственный и самый лучший закон – своя воля, а единственное право – право сильного». В течение небольшого отрезка времени Березин пришёл к выводу: «Табасаран во все времена представлял из себя равнодушного зрителя чужих бедствий и чужих побед и пользовался только случаями к хищению и лёгкой добыче». Ещё автор пишет: «…в характере табасаранов ночные наезды и безвестные убийства», награждая при этом их художественным определением «коварные».

По Березину, в дагестанской истории Табасаран играл двуличную роль, и он предлагает беспристрастным потомкам произнести свой суд над этой «ничтожной и коварной земелькой». («Зори Табасарана», №42 от 20 октября 2017 г.).

Я впервые столкнулся с такой оценкой Табасарана и его людей со стороны учёного мира. А…учёного ли? Кто его знает, как Березин стал известен в учёном мире. Не исключено, что и в то время высокие звания и учёные степени давались с лёгкой руки вышестоящего начальства, идя навстречу амбициям тщеславием тронутых умов. Если Березин позволил себе по отдельным фрагментам из большой жизни сделать выводы, унижающие честь и достоинство целой нации, почему бы и нам не поставить под сомнение порядочность этого горе-учёного? На мой взгляд, исторический материал частного характера, страдающий однобокостью, предвзятостью, тенденциозностью не имеет права на жизнь, поскольку в нём отражаются не столько достоверные факты, сколько личные впечатления автора от кратко-временного пребывания и наблюдения за случайными событиями несистемного характера. Мы привыкли смотреть на себя глазами людей, заинтересованных не столько в правдивом отражении сущности исторического составляющего нашего народа, сколько в собирании материала и «фактов» сомнительного характера для своих «научных» трудов и учёных званий. Я предлагаю подобные информации, прежде чем опубликовать, пропускать через сито Правды, Пользы, Целесообразности и только после этого давать им путёвку в жизнь.

Мы плохие патриоты: не стараемся создавать пристойный имидж Табасарану, его народу. Не умеем ни корректировать, ни создавать, ни защищать свою Историю. История «Крепости семи братьев и одной сестры» построена на сомнительных легендах, а не на исторически достоверных фактах. Простой парень из селения Гуми Табасаранского района РД (впоследствии поэт-патриот) Шамиль Казиев сквозь толщу веков в этой Истории смог разглядеть то рациональное зерно, которое давало нам возможность избавиться от навязчивой фальшивой легенды о предательстве сестры и занять достойное место в иерархии нравственных ценностей исторического составляющего дагестанского народа. Но мы не воспользовались этой возможностью и продолжаем верить в достоверность доставшейся нам в наследство сомнительной легенды, затмевающей подвиг семи братьев. Кроме моей статьи «Прости меня, Ямисат!» и нескольких строк в этой же газете (№ 10 от 10 марта 2017 г.) Магомеда Ризаханова в защиту чести и достоинства девушки-горянки – табасаранки, в поддержку идеи поэта Шамиля, сколько я ни наблюдал, не было сказано ни одного слова.

12 августа 2004 года близ Согратля, на поле «Хициб», состоялось открытие грандиозного мемориального комплекса в память о славной победе наших героических предков над «непобедимыми» полчищами «Грозы Вселенной» – Надир-шаха.

20 января 2017 года в Унцукульском районе состоялось открытие прекрасного культурно-исторического памятника «Ахульго» (он напоминает мне «Ласточкино гнездо» в Крыму), воспевающего героическую борьбу дагестанского народа в большой Кавказской вой-не. Что, в этих сражениях не было трусов, изменников, предателей? Не исключено! Но в круговороте кровавых событий увидеть, сохранить и воспеть самое прекрасное, героическое составляющее своего народа – это и есть настоящий гуманизм и патриотизм. Почему бы и нам на «Крепости семи братьев и одной сестры» не построить своё «Ахульго», своё «Ласточкино гнездо» в память о героическом прошлом своего народа? Давайте уберём из жизни и памяти нашего народа, подрастающего поколения скверную легенду о «предательстве» сестры, перестанем, как эстафету, передавать её из поколения в поколение.

Наша глубокая признательность добропорядочным информаторам, наш низкий поклон заслуженным учёным за их труды, за бессонные ночи, за желание осветить Историю нашего народа, сделать её прозрачной, доступной, понятной всем и каждому, но в народе говорят: «Одна паршивая овца всё стадо пачкает». Не такими ли паршивыми овцами были и невежественные, недальновидные информаторы, снабжавшие «жаждущий учёный мир» сомнительными легендами, случайным, не подкреплённым фактами, материалом, а те уже готовы сделать выводы и передать их потомкам для оперирования ими в своих трудах. Вот так и оказались табасараны в «предателях, разбойниках и грабителях». Избави бог и нас от этаких судей. Плохих «патриотов» История бьёт по-своему.

Комментарии:

f1 in1 ok1 t1 v1 y1

Top