ГлавнаяЛитература

Рецензия на «Русско-табасаранско-английский разговорник» В.М. Загирова

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

IMG 7660В 2017 году по решению методического совета Дагестанского государственного педагогического университета была издана монография доктора филологических наук, профессора кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования В.М. Загирова «Русско-табасаранско-английский разговорник».

Основное назначение «Русско-табасаранско-английского разговорника» профессора В.М. Загирова – оказание помощи тем, кто решил изучить табасаранский и английский языки. Разговорником могут пользоваться учащиеся табасаранских сельских школ, желающие углубить знания по русскому языку и повысить уровень владения нормами русского литературного языка, и студенты вузов.

Предписанiе ген. Тормасова ген.-л. Репину отъ 27-го апреля 1809 года, № 44

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

BfwUУсмотревъ изъ рапорта вашего къ предместнику моему, подъ № 272, что Табасаранскiй владелецъ Мамед-кади принялъ во владенiе свое Ших-Али и позволяетъ ему жить у зятя своего Абдулла-бека въ дер. Эрси, я поручаю в. пр. отъ имени моего написать, что таковой его поступокъ совершенно противенъ обязанностямъ верноподданнаго и что онъ лишиться жалованья Всемилостивейше ему определеннаго, если тотчасъ не выдастъ его Россiйскому въ Дербенте начальству, имея все способы къ тому, чтобы его схватить, и сверхъ того можетъ навлечь на себя справедливый гневъ Е.И.В.; напротивъ-же того, если онъ выполнитъ данную имъ присягу на вечную верность Всероссiйской Имперiи и покажетъ опытъ усердiя своего выдачею Ших-Али, то можетъ получитъ отличiе и примерную награду отъ щедротъ Е.И.В. 

Поручаю вамъ также подтвердить Дербентскому коменданту полк. Адрiано, чтобы и онъ съ своей стороны принималъ все меры къ его поимке.

Письмо гр. Гудовича къ Шамхалу Тарковскому, отъ 6-го февраля 1809 года, №52

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Ветренный и безпутный Ших-Али, прошлой осени ушедши въ горы изъ Кубы, когда оная была занята непобедимыми войсками Е.И.В., ныне съ собранными партiями подобныхъ ему ветренниковъ и хищниковъ снова делаетъ безпокойства по Кубинской дороге, почему я уже приказалъ войскамъ изъ Баку и Ширвана выступить противъ сего скопища, разсеять оное и буде возможность поймать и самого Ших-Али; превосходительные и высокост. ханы Джафар-Кули-ханъ Шекинскiй и Мустафа-ханъ Ширванскiй, прошлой осени, когда я приказалъ взять Кубу, своею конницею и пехотою содействовали войскамъ Е.И.В.

Фольклорные и исторические истоки романа Б. Раджабова «Тайна намуса»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

12Табасаранский прозаик и поэт Багир Раджабов в 2010 году, выпустив ряд сборников стихов, поэм и рассказов, пишет роман «Намуснан сир» («Тайна намуса»), вызвавший широкий отклик в республиканской печати.

Работая над первым в табасаранской литературе крупным историческим романом, Б. Раджабову пришлось основательно изучить средневековую историю Дагестана и «кызылбашского» периода Великой Персии, когда ею правил Надир-шах, предпринявший поход на Дагестан (1735-1742 гг.), достаточно серьезно проштудировать материалы устной народной традиции и осмыслить богатые сведения из произведений народно-поэтического творчества табасаранов, сохранивших историческую память народа и транслировавших эти трагические события в этническом фольклоре. В романе Багиру Раджабову мастерски удалось соединить в единое целое исторически достоверные события персидских походов в Дагестан и осветить их через призму художественного творчества народа и эстетическое воображение писателя.

Представленiе кн. Цицiанова гр. Воронцову, (отъ 8-го января 1803 года, №65.)

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Во исполненiе Высочайшаго повеленiя касательно прочихъ горскихъ владельцевъ, поступившихъ по последне заключенному постановленiю въ подданство Е.И.В., представить, соображаясь обстоятельствамъ, мненiе мое на многiя ихъ прошенiя и какимъ образомъ удовлетворить ихъ удобнее, долгомъ поставляю донести в.с. следующiя мои мероположенiя:
1) Рустем-ханъ Уцмiй Каракайтахскiй просилъ помощи противъ соперника его Рази, который, усилившись въ народе, похитилъ было власть его, какъ уже онъ привелъ въ повиновенiе подвластный ему народъ и, сверхъ того, последнимъ постановленiемъ утверждается въ прежнемъ достоинстве Высочайшемъ именемъ Е.И.В., то объявлено посланцу его Реджеб-беку, что теперь въ помощи нужды не имеетъ.

Письмо Мамед-Кади Табасаранскаго къ Мегди-хану, Шамхалу Тарковскому

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Письмо...Я получил ваше письмо изъ рукъ вашего посланного объ оказанiи нами повиновенiя и покорности великому Государю. Мы не выйдемъ изъ покорности Его воли, какъ не выходите вы, и будемъ служить Ему по вашему совету, какъ служите вы. Мы согласны принять все то, что вы приняли, потому что вы намъ зла не желаете, а желаете добра и пользы. Вы – нашъ поверенный въ переговорахъ съ Русскими властями; вы нашъ родственникъ и соплеменникъ, старше насъ. Остальныя слова на устахъ подателя.

Буранный «Буран»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

6yСреди многих трагических событий, венчавших терновым венком сложную историю СССР, контрастно выделяются последние победы отечественной космонавтики: первые панорамные фотографии поверхности планеты Венера, сделанные советскими зондами в 1981 году; первый выход женщины в космическое пространство (осуществлен Светланой Савицкой 25 июля 1984 года) и первый в истории мировой космонавтики полёт беспилотного корабля «Буран», состоявшийся 15 ноября 1988 года. Единственным реальным участником полёта стал выдающий советский и российский летчик-испытатель Магомед Толбоев, поднявший свой МиГ-25, чтобы сопровождать могучий корабль-робот в воздухе при взлёте и посадке.

Беспримерный по смелости замысла и совершенству исполнения полёт «Бурана» – плод героического коллективного труда представителей всех народов могучей страны – Советского Союза.

События тех далёких лет легли в основу сюжета увлекательного документально-фантастического романа Алевсета Дарчева «Обожженные “Бураном”», который готовится к выпуску в московском издательстве «ИТРК». В фабулу художественного произведения искусно вплетены как «победные» факты, так и утаённые, до сих пор остававшиеся покрытыми слоем архивной пыли; подробности полета, расшифровки переговоров пилота и центра управления полетами и, предварявшие успешный запуск, трагические события, которые сопровождали осуществление программы «Энергия – Буран» под руководством легендарного конструктора Г. Лозино-Лозинского.

Волнение в Табасаране 1855 г.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

1035141 i 045Въ половине октября было получено известiе о волненiи жителей Табасарани, увлеченныхъ разными обещанiями агентомъ Шамиля Шейхъ-Магометомъ, въ сообществе съ каким-то беглымъ казакомъ.

Для усмиренiя табасаранцевъ командующiй войсками направилъ отрядъ, въ составъ котораго вошли 2-й и 3-й баталiоны Дагестанскаго полка. 17-го октября войска выступили изъ Шуры и 24-го числа прибыли на сборный пунктъ, въ табасаранское селенiе Мюрага.

Князь Орбелiани принялъ личное начальство надъ отрядомъ и, желая не только наказать табасаранцевъ за возмущенiе, но и лишить ихъ всякой возможности на будущее время поддаваться влiянiю агентовъ Шамиля, решилъ приступить къ вырубке леса и проложенiю дорогъ для движенiя нашихъ войскъ во всякое время.

Омар Табасаранский

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (1 Голос)

«При Шамиле находился один табасаран по имени Омар. По возвращении имама из Большого Казанища, он посоветовал ему отправить в Табасаран сильную партию мюридов. Осенью 1260 года (1844) имам послал туда партию из четырех наибов под общим командованием Мухаджира и Косого Эфендия. Последний был обязан увеличить попутно свои силы присоединением цудахарской и акушинской вольницы и кадиев, главарей этих обществ, Аслан и Мухаммеда.
На пути движения Эфенди встретил своего муталима с письмом от Мухаммед-Кадия. Он извещал воеводу имама, что акушинцы не думают добровольно присоединиться к экспедиции. Глава мюридов ответил ему, что он ни в коем случае не может отменить или изменить приказание имама и должен будет посетить его. Усилив себя цудахарской конницей Аслан-Кадия, он явился в Акуши к Мухаммед-Кадию и предложил ему влиться в общий поток. Акушинцы волей-не-волей должны были исполнить это требование и выступить в поход с мюридами.

Отголоски религиозных верований в мифологии табасаранцев

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

b30b26031b04Табасараны в силу различных историко-культурных причин не сохранили «высшую мифологию» в ее классическом понимании. Однако до сих пор в фольклоре бытуют сюжеты о домусульманском боге табасаранов Умчаре, о божестве подземного царства Красном быке. 

Умчар – верховный домусульманский бог табасаранов, который находится в одном ряду с верховными богами других народов Дагестана: Цоб – у аварцев, Зал – у лакцев, Тенгри – у кумыков и т.д. Об Умчаре мы также узнаем из сохранившихся в народе выражений: «Умчари йивривуз!» («Чтобы тебя поразил Умчар!»), «Умчарик юмек туври!» («Да поможет Умчар!»). Умчар выступает как создатель Земли и всех живых и неживых существ.

Страница 1 из 5

f1 in1 ok1 t1 v1 y1

Top