ГлавнаяЛитератураИз истории села Цухдиг

Из истории села Цухдиг

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

d45

По словам информаторов (Кадиров Хизри, около 90 лет, Гусейханов Элифхан, 58 лет и др.) селение Цухдиг имело несколько вариантов названий – Сухтэ, Сухдиг, Сухдух, Зухта, Зухдиг. Оно расположено с правой стороны речки РухьатI, под горой КIелтIин кIул.

Название села Цухдиг, по словам местных знатоков арабского языка Кадырова Х., Гусейханова Э., Габибулаева P.P. (с. Цухдиг), Ахмедова Г. (с. Арак), Алимурадова М. (с. Ханаг) и др. происходит от терминов «сухта» или «зухта», – одного из диалектов арабского языка, которые переводятся как учащийся, ученый, т.е. село, где находились алимы. Основателей аула варианты местных преданий возводят к соплеменникам пророка Мухаммада, которые явились в Табасаран с целью распространения ислама.

Со временным произношение этих терминов и написание их менялись как переписчиками книг, так и чиновниками, составлявшими документацию.

Переписчики не всегда были последовательны в изображении и передаче специфических звуков табасаранского языка – одного из сложнейших в мире, наблюдались нарушения при их написании, т.е. одни и те же звуки изображались различными буквами.

Для письменного изображения специфических, присущих только табасаранскому языку звуков переписчики, авторы книг, не выходя за рамки графических знаков арабского алфавита (буквы, точки, черточки), путем добавления к буквам арабского алфавита точек создавали новые, не имеющиеся в составе арабского алфавита буквы.

Вокруг Цухдига сохранились фундаменты разрушенных селений ГунтIарин гъул'ин, РухьатI, КIелтIин кIулдихъ, Душнихъ и др. Основные тухумы села: Мирзялияр, Мягьмудар, Бетер, Мурадар, Гьяжияр, Уцугар, Баласяр, Кьюрчер.

Из святых мест следует отметить: «Мейрам пир», «Дуршнихъ пирар», «Хярин пирар», «Гъулахъ пирар», «Гурихъ пирар», «Гьяжи- раццартIин пир», «Гъурдин пир».

Большой интерес представляют как памятники «Ликар ккайи гъарз», «Дубсу гъван».

Согласно имеющимся архивным данным, в прошлом село Цухдиг входило в магал Харалиар.
В своде статистических данных 1869 г., извлеченных из посемейных списков населения Кавказа, о Цухдиге приводятся следующие сведения: число дворов – 14; муж. – 32, жен. – 31.

С образованием Кайтаго-Табасаранского округа сел. Цухдиг (Сутух) входило в Хучнинское сельское общество. Число дворов составляло 37, муж. – 121, жен. – 140,2.

Основными занятиями жителей сел. Цухдиг были земледелие и скотоводство и огородничество.

Жители села изготовляли различные изделия домашнего производства, преимущественно орудия труда, необходимые в хозяйстве. Женщины выделывали паласы, ковры, сукна, мешки, носки и т.д.

Жители сел. Цухдиг (Сухдиг) подчинялись бекам и по своему социальному положению являлись раятами. По словам Кадирова Х., Гусейханова Э., а также архивным данным жители Цухдига подчинялись Эскендер беку, Панахбеку, Амир-Гамза беку. Раяты по своему социальному положению мало чем отличались от крепостных крестьян. Земля, на которой сидели раяты, считалась бекской. Раяты с. Цухдиг решительно выступали за свои права и неоднократно поднимались на борьбу против беков. «Беки управляли раятами, – говорится в архивном документе, – водили на войну и чинили суд и расправу между ними по адату, а иногда по своему убеждению... Беки взыскивали с раят за преступления и проступки штрафы в свою пользу, изгоняли из селения и даже лишали членов жизни... Беки собирали с раят доходы произведениями земли и заставляли добывать кроме того повинности личною работою, для покрытия потребностей и нужд своего привилегированного положения»...

Борьбу раят против Амир-Гамза бека возглавил крестьянин Насур из тухума Гаджиляр (Гьяжияр). Раяты требовали, чтобы бек возвратил захваченные им земли и освободил их от податей и повинностей. Насур от имени раят-односельчан побывал в областном центре – Темир-хан-Шуре с жалобой на бека к губернатору. Узнав об этом, беки подкупили убийц и напали на представителя раят: когда Насур возвращался из Темир-Хан-Шуры в Дербент, они сбросили его с поезда.

Борьба раят сел. Цухдиг против беков продолжалась и после этого. Против бека поднялись жители тухума Уцугар. Вооружившись всем тухумом, под руководством братьев Ашурбега, Раджаба и Ибрагима направились на бекские поля и стали убирать с них хлеб. Против восставших раят беки направили вооруженный отряд. Во время вооруженной схватки были убиты жена бека и его сын Эскендер-бек.

Жители сел. Цухдиг боролись и против иноземных завоевателей. Наиболее упорной была борьба цухдигцев против иранских полчищ, о чем свидетельствуют легенды и предания.

Жители сел. Цухдиг находились в разносторонних связях с жителями с. Аркит, Рушуль, Арак, Цанак, Лидже и др.

Цухдигцы имели своих кунаков в этих и других аулах. Жители Цухдига отправлялись на заработки в различные населенные пункты, в том числе и в Дербент.

В селе Цухдиг жили известные ученые – арабисты Гасанов Маллагасан, Малла-Юсуф, Малла-Гусейн, Малла-Шахбан, Гаджиев Гаджи и др.

У алима Раджаба Цухдигского, получившего образование в Сирии, учился и отец Магомеда Кюрягского – Малла Рамазан.

По словам старожилов аула, в цухдигской мечети было сосредоточено значительное количество арабских рукописей различного содержания. При мечети действовала мечетская школа – мектеб, в которой учились дети с. Цухдиг, а также соседних сел. В Цухдиге и за его пределами в прошлом известностью славился музыкант Фарзали из тухума Мирзалияр.

Цухдигцы – активные участники гражданской войны. Один из них – Баяндуров Абдурахман (псевдоним КIарибай) 1897 г. рождения. В молодости он пас скот богача г. Дербента. Когда на Дагестан двинулись деникинские войска, Баяндуров А. на своем коне отправился на фронт и вступил в отряд командира Кур Абдуллы Камахского.

При выполнении ответственного задания Баяндуров А. и Сефикурбанов А. из сел. Ярагъ погибли.

В боях с деникинцами активно участвовали также Раджабов Уружбек, Агабеков Гаджимет, Рамазанов Малуч и другие жители с. Цухдиг – активные строители новой жизни.

Комментарии:

f1 in1 ok1 t1 v1 y1

Top