ГлавнаяНаукаТрадиционная табасаранская архитектура

Традиционная табасаранская архитектура

Сараи1Начало в №№ 30,31

Наряду с общераспространенным типом крестьянского жилого дома, в табасаранских аулах строились и своеобразные «дворцы» местных богатеев и знати. Примером может служить дом Герейханова – старшины селения Хив. Планировка его обычная, то есть имеет трехчастное деление. Второй этаж состоит из четырех жилых комнат, расположенных вокруг лоджии в виде буквы П. Каждая комната связана с лоджией дверью, обрамленный резной прямоугольной коробкой. Подъемные ставни лоджии имеют оригинальную конструкцию. В первом этаже под лоджией расположен небольшой крытый дворик, выходящий на фасад двумя арками.

В доме Герейханова значительно более обширные комнаты, чем в обычных типовых домах. Заслуживают внимания интерьеры второго этажа, особенно кунацкой. Ее стены отделаны резными деревянными панелями, потолок также сплошь покрыт резьбой (резные балки и нащельники).
В середине XIX века деревянные элементы фасада и интерьера табасаранского жилого дома, как правило, подвергались художественной обработке. Кладка же фасада, состоявшая из грубо околотых камней, служила как бы фоном, на котором выделялись резные элементы – двери, окна, консоли, карнизы, прокладки.
Расцвет искусства художественной обработки дерева падает на вторую половину XIX века. Причем народные мастера никогда в точности не повторяли формы архитектурных деталей, каждый табасаранский жилой дом середины XIX века имеет свои оригинальные детали. Больше того, даже в архитектуре одного дома (например, в однотипных окнах) никогда не повторялся один и тот же рисунок орнаментальной резьбы.
Наряду с окнами, дверьми, консолями карнизов и подбалками столбов художественную обработку получали и другие деревянные элементы жилого дома: балки и нащельники потолка, верхняя часть деревянной лестницы, ведущей на второй этаж, подъемные ставни лоджий и окон, декоративные вставки в кладку фасада, деревянные прокладки стен.
Большое развитие в табасаранской архитектуре получило и искусство художественной обработки камня. Однако основной сферой применения этого искусства были мечети и каменные надгробные памятники.
Одним из редких примеров, когда резной камень играет роль основного средства архитектурно-художественной выразительности фасада, является дом Дженгереева в ауле Ляхля, построенный в 1864 году. Фасад его не имеет ни одной деревянной детали. По общему композиционному построению фасада дом Дженгереева во многом похож на канонический тип табасаранского жилого дома середины XIX века с той, однако разницей, что здесь вместо деревянных деталей применены каменные (фигурные или покрытые резьбой в виде растительного орнамента).
В конце XIX века в табасаранском зодчестве наблюдается общий упадок искусства художественной обработки дерева, а в начале XX века деревянная резьба почти полностью исчезает из табасаранской народной архитектуры. В жилых домах появляются филенчатые двери и окна со стеклом, коробки окон и дверей уже не делают такими массивными и с широкими полями. Дерево все более и более исчезает с фасада жилого дома, в то же время развивается техника обработки камня: тесаная кладка, профилированные карнизы, кройнштейны, арки.
С изменением конструкций и внешнего облика табасаранского дома изменялся и его архитектурный декор. Широкие поля массивных дверных и оконных коробок старых домов предоставляли народным мастерам большие возможности для орнаментальной обработки. Появление окон и дверей с узкими коробками и большими прямоугольными проемами, а также каменных и профилированных карнизов привело к постепенному отмиранию искусства художественной обработки дерева. Деревянный декор на фасаде жилых домов начал уступать место каменному декору. В кладку вставлялись резные камни, а в тех селениях, где кадры-мастеров-резчиков по дереву были значительны, искусство обработки дерева находило применение в резьбе, покрывающей измененные по форме деревянные коробки, переплеты окон и дверей. Интересны относящиеся к 1880-м гг. дома переходного типа, в которых применение каменного декора сочеталось с резьбой по дереву (например, дом Алиева в ауле Яраг).

Сараи для сена

Для табасаран характерна такая организация жилищно-хозяйственного комплекса, при которой жилье и хлев возводятся в одной двухэтажной постройке, а сарай для сена возводится отдельно, рядом с жилым домом, или выносится на окраину селения.
Основной, наиболее распространенный тип табасаранского сарая – небольшая (прямоугольная в плане) постройка с единым внутренним помещением размером 5х10 м и 4х8 м. Подобные сараи, характерные для ХIХ в., продолжали сооружаться и в ХХ в.
Расположенные на окраине аула, сараи для сена обычно образуют длинный ряд. Соседские обращены друг к другу продольными сторонами. Одна из торцевых стен, примыкающая к горе, служит одновременно подпорной стенкой, другая, наиболее открытая для обозрения, является главным фасадом (с треугольными отверстиями).
Перекрытия таких сараев в южных аулах Табасарана (Хивский район) плоские, как и у других народов Южного Дагестана. Однако во многих аулах средней части Табасарана (на стыке Хивского и Табасаранского районов) сараи для сена имеют двускатную соломенную кровлю. Торцевые стены их возвышаются над продольными в виде ступенчатых щипцов (количество ступеней колеблется от пяти до пятнадцати).
Своими ступенчатыми крышами и характерным силуэтом сараи придавали своеобразие облику табасаранских аулов.
Иногда в аулах строились сараи другого типа и более крупных размеров. Они, как правило, принадлежали богатым хозяевам.

Из книги С.О.Хан-Магомедова «Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана» (1979)

Продолжение в след. номере

Комментарии:

Top