ГлавнаяОбразованиеСоветская система образования

Советская система образования

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

shutterstockУважаемые читатели газеты «Годекан»! Предлагаем вашему вниманию юмористический рассказ нашего земляка, выпускника РУДН Алевсета Алимурадова, основанный на реальных событиях.

Знакомьтесь,
наши иностранцы

Диссо, студент инженерного факультета из Шри-Ланки, наклонившись над кульманом, вносил последние штрихи в курсовой проект, когда в комнату вошел его сосед по комнате из Камеруна – Бо.
Бо – целеустремленный молодой человек, победитель олимпиад среди иностранных студентов. Сегодня на нем красуется шляпа серого цвета, на шее завязан галстук по последней моде. Костюм, купленный в Париже, подчеркивал его статность, а слегка прищуренные глаза производили впечатление учености.


– Все, я бросаю учиться, – возмущенно заявил он соседу, запустив дипломант на свою кровать.
Эта новость поразила Диссо, ведь Бо был отличником учебы, примером для подражания.
– Ты что, с ума сошел? – Диссо сделал паузу, строя догадки, объясняющие такое спонтанное решение своего соседа.

– А может, ты провалил экзамен?
– Нет, у меня пятерка, – ответил Бо, заваливаясь на кровать.
– Тогда в чем дело? – удивился Диссо.
– Представь себе: Олег, советский студент, который живет в комнате напротив, тоже получил пятерку.
Диссо улыбнулся.
– Ты что, завидуешь? Это нехорошо, ведь он твой лучший друг.
– Конечно, друг, – Бо потянулся на кровати, чтобы поудобней расположиться, – но это несправедливо. Ведь он же не учится, лекции не пишет. Разве что только первую. Но потом он идет в библиотеку, чтобы искать книгу, которой пользуется профессор, и на этом его рвение заканчивается. Если он не найдет нужный ему учебник в университетской библиотеке, то он любыми путями находит его где-нибудь в другом месте. Я наблюдал за ним. – Бо приподнялся и поднял вверх указательный палец. – И целый семестр он валяет дурака, изучая иностранные языки, а в конце – на тебе, пятерка в зачетке по инженерным предметам. Как думаешь, это справедливо?
Диссо, молодой человек с кудрявой шевелюрой и бакенбардами как у Пушкина, отошел от кульмана.
– Бо, ты же умница – ты приехал в Университет дружбы народов, проучившись два года в Сорбонне, в Париже. Что тебе мешает? Попробуй сделать как Олег.
Бо тяжело вздохнул. Ему надо было принять ответственное решение.
– Ну что, – не унимался Диссо, – Слабо?
– Не слабо, – решительно произнес Бо. – Вот увидишь, что я сделаю в следующем семестре. – В подтверждение своих слов он встал и протянул руку Диссо. – Я не уверен, но попробую. Не уверен, потому что у нас с Олегом разные системы школьного образования: у него – советская, у меня – западная.

Начало эксперимента

Каникулы пролетели очень быстро, началась сессия. Бо прекратил систематически заниматься. Не зная, чтоделать со свободным временем, он стал учиться у Олега игре в шахматы. Это его на время затянуло, и частенько можно было видеть Бо в коридорах общежития с шахматной доской под мышкой. Он радовался, как ребенок, когда выигрывал, и сильно переживал при проигрышах.
Следующим увлечением Бо стала игра в спортлото. Студент Игнасио из Доминиканской республики, сосед Олега по комнате, с первых дней учебы в Москве увлекся этой игрой, которая не приносила ему особых успехов. Когда к нему присоединился математик Бо, они стали разрабатывать математические модели к этой игре, используя теорию вероятности. И однажды к ним пришел успех – они выиграли крупную сумму денег. Азарт затягивал Бо все сильнее.
Но вскоре удача стала отворачиваться от них: то ли в теорию вероятности закралась ошибка, то ли спортлото их раскусило. И один раз оба они на месяц остались без средств к существованию, заложив в лото свои стипендии. Кое-как, не без помощи стипендии Олега, им удалось свести концы с концами.
С горя Бо закурил, и очень быстро пристрастился к табаку. Вскоре у него появился кашель. Врач категорически запретил Бо курить, но тот уже не мог отказаться от этой пагубной привычки.
И тогда Бо придумал хитрое философское решение: он отдал целую пачку сигарет Олегу с тем условием, что тот не будет давать ему закурить, как бы Бо не просил. Но не прошло и десяти минут, как Бо тихо постучался в комнату Олега и вежливо попросил закурить. Получив отказ, Бо без обиды вернулся к себе в комнату. Но не выдержав и пяти минут, Бо вновь оказался в комнате Олега в роли попрошайки. Он получил вежливый отказ во второй раз. В третий раз он получил этой пачкой в лоб. Это вразумило Бо, и он бросил курить.

Провал теории

Тем временем жизнь шла своим чередом. Лишь двое в группе не учились – советский студент Олег и Бо из Камеруна, у которых была своя тактика обучения. Диссо наблюдал за ними с некоторой тревогой – играются ребята и завалят сессию. Но Бо был спокоен и уверен в себе, потому что получил кое-какие инструкции от Олега.
За пять дней до начала сессии Бо и Олег пошли в библиотеку и обзавелись нужной литературой. Они разошлись по комнатам, чтобы начать гонки, в которых время приобретает другие очертания: его не хватает ни на отдых, ни на еду и хочется добавить в сутки больше часов.
После первого такого дня Бо стал сам не свой. Потеряв ориентиры во времени, он частенько стал опаздывать в столовую. Он голодал, уставал, нервничал, потому что чувствовал большие нагрузки. И случилась сенсация – Бо впервые провалил экзамен. Авантюра закончилась крахом. Все очень переживали за Бо.

У камерунских дипломатов

В посольстве Камеруна от молодого человека потребовали объяснений.
– Я не знаю, почему так получилось, – оправдывался Бо. – Я провел эксперимент и понял, что наша система образования учит, а советская – тренирует.
– Как это? – недоумевал представитель посольства.
Бо выдержал паузу, чтобы собраться с мыслями.
– Вы знаете, советские студенты при подготовке к экзаменам могут запоминать огромное количество информации, а потом забыть ее совсем, если она в дальнейшем им понадобится. Вот, например, мой однокурсник Олег, когда сдает экзамен, знает все. Но, выйдя из аудитории, он моментально все забывает. Это как магнитофон: хочет – записывает, не хочет – стирает.
Подобный феномен я считаю продуктом тренировки мозга.
– Какой смысл учить, чтобы потом забыть? – недоумевал дипломат.
– Дело в том, что Олег учится на инженерном факультете, но не хочет работать по специальности. Он мечтает стать переводчиком.
– Почему?
– Потому что инженеров у них пруд пруди и у всех низкая зарплата. А вот переводчики хорошо зарабатывают.
– С этим Олегом все понятно, – сказал дипломат, – но что делать нашим соотечественникам?
И Бо, глядя в глаза дипломата, сказал:
– Надо учиться в советской школе.
После этого случая Бо перестал искушать судьбу, остался верен своему стилю обучения и, успешно окончив РУДН им. Патриса Лумумбы, поступил в аспирантуру. А авантюра осталась в памяти Бо как детская попытка «залезть в чужой огород».

А что же Олег?

С тех пор прошло много лет. Группа иностранцев проводила исследования на предмет образованности в российской глубинке. Результат обескураживал: они практически не находили людей, владеющих иностранными языками.
Группа уже собиралась возвращаться обратно в город, как вдруг произошла внезапная встреча со взрослым мужчиной в резиновых сапогах и рабочей одежде. Это был Олег. Он толкал груженную тачку и выглядел очень уставшим.
– I’m sorry, – безнадежно обратился к Олегу один из группы, глядя на него поверх очков. – Do you speak English?
Ответ всех ошеломил. Олег с достоинством ответил на чистом английском:
– Yes, I do. I also speak Spanish and Arabic.
– Это невероятно! – Воскликнул иностранец. – А...
Олег не позволил ему закончить вопрос, без труда догадавшись о его сути. Он с огорчением в голосе произнес: «Никто никому не нужен и никому ничего не надо». Он развернулся и засеменил дальше, толкая тачку по ухабистой грунтовой тропе, которая шла от его сарая к свалке на окраине деревни.

Комментарии:

f1 in1 ok1 t1 v1 y1

Top