Накануне на страницах газеты была опубликована статья Л. Дарчева «Табасаран: загадки истории («Табасарандин нурар» от 24 июля 2020 г.).
Редакция газеты «Табасарандин нурар» обратилась к читателям выразить свое мнение относительно гипотезы Л. Дарчева о принадлежности упомянутого в статье склепа владетелю табасаранских земель – Табасаран шаху, а также по поводу предлагаемой им новой трактовки названия поселения на территории сел Хапиль и Датиль – «Мелццнан гъул» вместо принятого «Мизнан гъул».
Сперва решил не откликаться на обращение редакции. Но поскольку мне со студенческих лет небезразлично, кто и как относится к истории Табасарана и я все время воюю с лжеучеными, решил изложить некоторые свои соображения по вопросам, поднятым в статье Л. Дарчева.
Более того, думаю, что кроме меня никто не разберется в этих вопросах. Я должен разгадать эту загадку.
Прежде всего об отношении Л. Дарчева к истории. В комментариях под моей статьей «Хватит фальсифицировать историю Табасарана» («Табасарандин нурар» от 26 июня 2020 г.) на официальном аккаунте газеты в сети Инстаграм Л. Дарчев пишет: «У каждого историка своя история. Поэтому я отношусь к истории не как к науке, и спорить можно без конца». Вот что такое история для него!
Свое очередное «открытие» по истории Табасарана Л. Дарчев демонстрирует в статье «Табасаран: загадки истории».
К северу от села Татиль (Ттатил) в лесу сохранилось старое кладбище, где наиболее ранние надмогильные плиты имеют куфические надписи.На этом кладбище Л. Дарчев побывал совсем недавно, и он заключает, что «склеп из массивных тяжелых камней…Конечно, это могила Табасаран Шаха». В другом месте статьи он еще раз, уже утвердительно, повторяет: «Я склонен считать, что это надгробье Табасаран шаха». При дешифровке надписи на камне Л. Дарчев допускает грубейшую ошибку. Слово «шейх» он переводит как «шах». Известно, что «шейх» – религиозное лицо, а «шах» – правитель.
Как считает Л. Дарчев, «это время расцвета Табасарана перед нашествием монголо-татар». Далее он пишет, будто «шах… осуществлял руководство военными действиями во время нашествия монголо-татар». Также новоявленный «историк» ошибочно считает, что татаро-монголы двинулись на Дагестан в XII в. и накануне их нашествия Табасаран будто переживал период расцвета.
К сведению Л. Дарчева, эти загадки истории раскрыты давно, полвека тому назад. Об этом частично сказано в статье «Из истории села Татиль (Ттатил)» » («Табасарандин нурар» от 30 ноября 2018 г.).
Поселение возле селения ГьепIил, пишет Л. Дарчев, известно под названием «Мелццнан гъул». В 60-70-х гг. XX века я собирал материал в Датиле и Хапил при написании дипломной работы, затем в составе экспедиции ИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Информаторы из этих сел – Абдурахманов Гаджикерим, Гаджиев Фейзулла, Пирмагомедов Усман, Пирмагомедов Гюльмагомед и др. – это поселение называли «Миздан гъул» или «Мизнан гъул». На территории поселения сохранилось надмогильное сооружение, имеющее форму вытянутого прямоугольника сравнительно больших размеров (длина – 170 см, ширина – 160 см, при высоте 90 см).
Местность считается священной: верующие приходили сюда для совершения обряда вызова или прекращения дождя. В этой местности была обнаружена надмогильная плита с надписью: «Это могила нашего шейха подвижника, (аскета) набожного Джамал ад-Дина Йахйа ибн Шейх Йусуфа – да простит их обоих Аллах. Приказал воздвигнуть его шейх С.р.с.м (вариант: С.р.с.ф) вечность (?) приказ, счастье его (?) в месяце раби ал-ахир года три и восемьдесят и пятьсот ( Раби´ал – ахир 583 г.х.=10.VI – 8.VII 1187 г.) Эти эпиграфические памятники выявлены в 1970 г.
Куфическую надпись «шейх» («ших») Л. Дарчев переводит, как «шах», и «шейха» поселения «Мизнан гъул» он выдает за «шаха» Табасарана и далее строит свои противоречащие истории Табасарана ошибочные «теории».
Татаро-монголы походы в Дагестан совершали не в XII, а в XIII в. Кроме того, накануне нашествий татаро-монгол, т.е. в XII в. Табасаран переживал не период расцвета, как считает Л. Дарчев, а раздробленности.
Как сообщает арабский автор XII в. Абу Хамид ал-Гарнати, «в стране Дербента Баб ал-Абваба есть народность, которую называют табарсалан, у них двадцать четыре рустака, в каждом рустаке имеется большой военачальник, подобный эмиру».
Еще одно «открытие» Л. Дарчева: он предлагает период строительства оборонительной Горной стены (Даг-бары) связать с историей Кавказской Албании. Это разные этапы истории Табасарана.
Оборонительная горная стена (Даг-бары) строилась сасанидами после распада Кавказской Албании.
Таковы некоторые соображения по разгадке загадки Л. Дарчева по истории Табасарана.
На снимке: М.Р. Гасанов на старом кладбище поселения «Мизнан гъул» у надмогильной плиты Шейха Йусуфа, 1970 г.