Похоронно-поминальные обычаи и обряды табасаранцев

 

В системе традиционной семейной обрядности табасаранцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. Их неукоснительному выполнению способствовала вера в загробную жизнь, в возможность живых улучшить «жизнь» умерших на «том свете» и наоборот. Похоронно-поминальные обычаи и обряды можно разделить на четыре этапа: 1) предпогребальные обычаи и обряды; 2) (похороны; 3) послепохоронные обычаи и обряды; 4) поминки.

Если смерть наступала не внезапно, то родственники и соседи приходили прощаться к тяжелобольному, предавали забвению все обиды. Рядом с тяжелобольным всегда находились его близкие родственники, преимущественно пожилые, среди них обязательно должен был быть человек, который умел читать Коран. О приближении смерти узнавали по поведению больного, по его внешнему виду. Наряду с реальными приметами, свидетельствующими о приближении смерти, в прошлом широкое распространение имели верования о том, что определенные сны предвещали близкую смерть человека. Нашример, верили, что, если во сне человек увидит выпавший коренной зуб, родственника на черном коне, голого человека, сырое мясо, чистую воду, помещение без окон, без дверей, белый материал, разрушенный угол своего дома (сел.Атрик), развалившуюся крышу собственного дома, то в семье скоро будет покойник. Считалось, что если во сне умершему родственнику или родственнице дать деньги, это к несчастью.

К предвестникам смерти относили и определенные явления одушевленной и неодушевленной природы. Так, верили, что если у дома кричала сова, ворона, если курица кричала по-петушиному или петух пел не в свое время, если ночью воют собаки, волки, то в ближайшее время умрет кто-нибудь из домашних. Говорили, что перед близкой смертью хозяина ржет его лошадь. Если лошадь начинала трясти головой, также говорили, что быть крупному несчастью (сел.Атрик).

В момент смерти все самые близкие старались находиться рядом. В доме соблюдали тишину, чтобы не привлечь внимание умирающего. Считалось, что умирающий не должен слышать плач, иначе смерть его будет тяжелой. Поэтому старались дать человеку спокойно умереть.

Сразу же после смерти все громко плакали. Некоторое время здесь же находились и родственники мужчины.

Перед смертью у изголовья умирающего (если это был сын) сидели мать, отец. Обычно с правой стороны у изголовья садился отец, с левой мать. После смерти мать переходила в правую сторону, мужчины собирались во дворе, образуя незамкнутый круг. Умершего клали сразу же на пол (на матрац), немедленно выравнивали его, руки вытягивали вдоль тела, повернув голову в сторону Мекки — на юг или юго-запад. Сверху он вместе с головой покрывался куском белой ткани. Умершему привязывали нижнюю челюсть, чтобы рот не открывался.

Вокруг покойного строго распределялись места по степени родства. Обычно первый круг занимали самые близкие и так далее.В доме покойника завешивали материей зеркала. Видимо, этот обычай проник от русских. Если человек умер в первой половине дня, то его хоронили в тот же день. Если же он умер после полудня, то на другой день. Погребение совершалось до заката солнца. Возможно, что обычай быстрого захоронения покойника бытовал здесь и до проникновения сюда мусульманской религии.

Похороны могли быть задержаны, если ожидался приезд близких родственников. Но долго покойника не оставляли. Если покойника оставляли на ночь, с ним оставались его родственники и 2-3 духовных лица, которые до утра читали Коран. Около покойника запрещалось спать и есть.

Если у умершего оставались открытыми глаза, говорили, что он еще кого-то хотел видеть. Если у него на лице была улыбка, говорили, что он попадет в paй («женнет»).

О смерти извещал кто-нибудь из родственников или соседей. В некоторых селениях (с. Межгюль и др.) был специальный человек, который извещал односельчан о случившемся. Он обычно приходил к жителям каждого квартала, становился на возвышенность и кричал, что умер такой-то. К родственникам, живущим в других селах, с этим известием («хабар») направляли гонца. Гонец обычно заходил к самому близкому родственнику умершего и сообщал ему «хабар».Тот, в свою очередь, извещал об этом остальных. Главный родственник в дом покойного отправлялся с «кафаном» (саван). В одних селениях (Ляхля, Фурдаг и др.) в день смерти, в других — в одну из последующих пятниц приглашали по списку односельчан, родственников и кунаков на «садакьа салам». Здесь обычно устраивалось жертвоприношение.

Сразу же после смерти родные и близкие прекращали все работы и не работали в течение всех похорон. В небольших селениях такой обычай соблюдали все жители. В дом покойного приходили все односельчане, жители соседних сел. Прибывшие входили во двор умершего группами. Женщины-родственницы, приближаясь к дому, громко плакали, царапали лицо, рвали одежду и входили в дом к женщинам, мужчины подходили к стоящим во дворе или перед домом родственникам покойного и совершали обряд, предписанный шариатом. Все присутствующие могли прощаться с покойником. При этом можно было подойти к нему, приоткрыть лицо и посмотреть на него.

Ряд обычаев и обрядов похоронного цикла связан с водой. Так, например, все табасаранцы считали, что нужно вылить всю воду, которая находилась в доме к моменту смерти человека. Однако этот обычай несколько различается по селам.

 

Из книги: Алимова Б. М. Табасаранцы (XIX — начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992. С.167-172

 

Продолжение в следующем номере