Как распознать фейки и не попасть под их влияние?

 

 

Последние несколько недель пространство соцсетей, а потом и некоторые СМИ потрясают шокирующие новости о росте цен на продукты, продовольственном кризисе в стране, ужасающих потерях российских военнослужащих на Украине и т.д.

Чаще остальных в информационное поле выбрасывались финансовые фейки: хакеры угрожали вывести деньги со счетов россиян, неизвестные источники сообщали о заморозке вкладов россиян, повышении кредитных ставок по действующим кредитам и отсутствии денег в банкоматах.

 

Как распознавать дезинформацию при чтении новостей, рассказывает заместитель председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов.

– Есть такое устойчивое выражение: «Ловить рыбу в мутной воде», этим и занимаются авторы фейков. С 24 февраля ситуация и в геополитическом пространстве, и на российском финансовом рынке, мягко говоря, была очень волатильной и напряженной. Люди нервничали, были эмоционально взвинчены. И цель фейков заключалась в том, чтобы посеять в людях панику, заставить их принимать необдуманные решения и расшатать финансовую систему.

Деньги – это важная ценность для людей, и никто их не хочет потерять. Поэтому появлялись сообщения о заморозке вкладов, невозможности снять наличность в банкоматах, краже данных банковских карт на популярных маркетплейсах и взломах банковских систем, после которых деньги на счетах россиян исчезнут. Конечно, даже при первичном анализе этой информации вскрывался факт ее недостоверности.

Для того чтобы определить, новость фейковая или нет, нужно руководствоваться общими правилами: обращать внимание на эмоциональность заголовков и текста; на то, кто сообщает о проблемах и насколько этому источнику можно доверять; на то, реалистична картинка или она сделана при помощи специальных приложений по обработке фото; на то, есть ли заявления участника конфликтной ситуации или обвинения общие.
Создатели фейков часто эксплуатируют массовые страхи или пытаются мимикрировать под правду. Старшее поколение помнит разрушение всей экономической системы в начале 1990-х годов, эти страхи и эксплуатируют создатели фейков.

В первую очередь необходимо опираться на критическое мышление: не принимать все написанное в соцсетях и СМИ за чистую монету и не принимать на веру изложенные в этих текстах факты. Обращать внимание на эмоциональность высказываний и самого сообщения. Также стоит задуматься о том, какую цель преследует автор и к каким действиям он призывает читателей статьи, насколько в ней авторитетные источники информации или все же ими выступают неизвестные знакомые, соседка или таинственный клиент. Всегда важно, чтобы в тексте, который содержит негатив по отношению к какой-либо компании или человеку, содержалось мнение этой стороны. Иначе ценность этой новости нулевая.