Система счета времени у табасаранцев

 

 

Значительный интерес представляет счет времени у табасаранцев. Им были известны следующие временные понятия: век – аьсир, год – йис, месяц – ваз, неделя – гьяфта, день – йигъ, ночь – йишв, время – вахт, сутки – сад йигъ или йигъна йишв (в первом случае – один день; во втором – день и ночь).

 

Счет дней велся по фазам луны и по неделям «гьяфта». Так, лунный месяц начинался с новолуния и до полнолуния назывался «цIийи ваз» (новый месяц), в некоторых селах – «йицIихьдар»; вторая половина «йирси ваз» (старая луна), или «ваз кьяляхъ хътабкну» (луна повернулась обратно), или «ваз илтIиб» (время ущерба).

Гораздо чаще, в повседневной жизни, табасаранцы вели счет по неделям от пятницы до пятницы. (Учитывая, что сутки кончались с наступления темноты, часть последнего дня недели табасаранцы относили к первой, часть – ко второй неделе). Первая неделя месяца: пятница, суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница; вторая – пятница, суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница; третья – пятница, суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница; четвертая – пятница, суббота, воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Названия дней недели так же, как и месяцев, в основном арабские. В памяти людей старшего поколения сохранилось только название субботы «киш» (ср. араб. «сабт»).

Счет дней у табасаранцев велся на 7 дней вперед (гъи, закур, серит, сарит, гаритI, цIанитI, чIвянкьитI) и на 4 дня назад (накь, швуригъан, улихьна йигъан, гьаддин улихьна йигъан).

В сутках табасаранцы различали девять основных частей: 1) время перед рассветом, когда поют петухи – «ахсрар» или «мучIу ахсрар», «ахсрар йивура», «гьир» («гьиринган»); 2) рассвет – «кIишаппа», «аку ахсрар» (с. Межгюль); 3) раннее утро – «гачIнин ухди» (с. Тинит); «гьир», «гьиринухди»; 4) утро – «гвачIин», «гьир»; 5) полдень – «лисин»; 6) вечер (до захода солнца) – «ригъ кхивхъра», «аркбан», «аркван»; 7) вечер – «лавлан» (раблан); 8) поздний вечер – «гьябяхъ»; 9) полночь – «ив» («гьацIишвар»).

Время завтрака называли «гвачIиндин чIев», обеда – «лисундин ипIуб», ужина – «йишван хураг». В свою очередь, каждую из этих частей табасаранцы делили на еще более короткие периоды.

Новый день для табасаранцев начинался с наступления рассвета, с появлением утренней звезды. С появлением Венеры наступал вечер. С появлением Полярной звезды «кьутби» наступала ночь, которая длилась до раннего утра.

Табасаранцы умели довольно точно определять время днем по специальным естественным ориентирам на вершинах гор, холмов. Так, в сел. Межгюль ориентиром служила одна из стен мечети. Время в данном случае узнавали по движению солнца по ней. В этом же селении дневное время узнавали по тени на деревьях и на камнях, расположенных на вершине горы. Наблюдение в данном случае вели с годекана.

Дневное время табасаранцы измеряли мерами «чIил» (веревка, к которой привязывают сено, снопы, дрова к саням или арбе, длиной 12 м) и «юкI» (расстояние от локтя до указательного пальца). Например, говорили так: «До захода солнца остался одни чIил и два – три юкI».
Определяли время и по солнцу, в зависимости от его накала.

Табасаранцы различали в своем календаре «легкие» и «тяжелые», «счастливые» и «несчастливые» дни для выполнения тех или иных дел, полезных для дома, семьи. С определенными днями календаря были связаны различные суеверия. Так, 3,7 числа января, 2, 20 февраля, 4, 5 марта, 1, 2 апреля, 1, 5 мая, 1, 14 июня, 9, 11 июля, 1, 10 августа, 1, 3 сентября, 2, 4 октября, 1, 3 ноября, 2, 5 декабря считались тяжелыми днями. В эти дни старались не выходить в путь, не начинать никакие полезные для дома дела, не назначать свадьбы и т. д.

По представлениям народа, не все дни недели также являлись «благоприятными» для выполнения различных полезных дел. Были в неделе дни запретные и почитаемые. В своем большинстве они были разными в разных селениях. Например, запретными («неcчастливыми») днями для жителей сел. Аркит были вторник и среда; сел. Хоредж – пятница. Жители сел. Хоредж в пятницу опасались ходить в лес. В этот же день жители всех табасаранских сел не начинали ткать ковер, не выходили в путь. Во всех селениях в пятницу до обеда нельзя было выполнять какие-либо работы. У нарушившего запрет якобы всю жизнь будут трястись руки, говорили табасаранцы. Жители селения ЧIере не рекомендовали в субботу и воскресенье начинать сватовство, закладывать фундамент нового дома. В субботу считались нежелательными интимные отношения между супругами. По поверьям, зачатый в субботу ребенок, должен был быть неполноценным.
Межгюльцы не рекомендовали в субботу отправляться в путь по каким-либо делам.

 

Из книги Алимова Б. М. А – 50 Табасаранцы (XIX – начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научи, центр РАН Ин-т истории, языка и литературы им. Г. Цадаеы.–Махачкала: Дат. кн. иэд-во, I992.– 264 с. С. 73-76.

 

Продолжение в следующем номере.