Обряды и обычаи табасаранцев, связанные с рождением ребенка

Окончание. Начало в №№26-28

Хлеб в народном сознании тоже мог излечить от болезни. Для этого из 7 домов брали муку и пекли лаваш с отверстием посередине. Его пропускали между ног 7 девушек, стоящих одна за другой. Затем сквозь отверстие в лаваше трижды протаскивали больного ребенка, а лаваш опять пропускали трижды между ног девушек. По окончанию обряда хлеб давали есть ребенку и девушкам.

Интересен обряд, имевший место в с. Татиль. Больного младенца помещали в корзину для навоза и несли на навозную кучу на краю села. Там ребенка и оставляли. Через некоторое время его забирали. Делалось это, видимо, для того, чтобы обмануть болезнь.

Целый ряд обрядов проводили для излечения от женского бесплодия. Так, если две женщины выходили замуж в одни день и впоследствии у одной из них не было детей, то они менялись поясами от шаровар. Практиковалось и троекратное пролезание сквозь собачью будку. В качестве «лекарства» применялась и земля, на которую помочилась собака, имевшая нескольких щенков.

В с. Чувек лекарством от бесплодия считалась смесь из крови зайца, черной кошки и молока черной кобылы. В этом же селе бездетным женщинам давали есть мясо домашних животных, убитых молнией. Существовало также поверье, что если бездетная женщина пройдет под радугой – она забеременеет.

Плодовитость связывалась и с земноводными. Например, в с. Хив больной женщине давали пить воду из панциря черепахи, или ее омывали водой, куда прежде клали опавшую кожу змеи, что, видимо, означало – «как отпала кожа змеи, так и болезнь чтобы отпала». В другом случае брали моток шерстяных ниток, один конец мотка наматывали на руку, другой – на ногу. Затем нить резали на 40 кусков. Обрезки помещали в узелок и выбрасывали в реку со словами: «Чтоб с рекой чилу унесло» (с. Татиль).

При «чиле» применяли и такой обряд. В сито клали камешки, якобы привезенные из Мекки. Под сито ставили блюдо и поливали камешки сверху водой. Когда вода проходила сквозь сито, ее резали ножницами. Затем воду давали пить и омывали тело женщины.

Известно, какую роль в хозяйстве табасаранцев занимало ковроделие. Поэтому, не вызывает удивления, когда больная бесплодием женщина в среду трижды пролезала сквозь ткацкий станок. Старались также передать эту болезнь умершим. С этой целью женщина трижды проходила под приподнятыми носилками с покойником.

Если у кормящей матери пропадало грудное молоко, то лекарством считалась вода из так называемых «молочных родников», имевшихся у селений Аркит и Яргиль. К ним женщина шла в сопровождении девушки. У родника оставлялись дары – продукты. Затем женщина умывалась, обтирала тело водой и пила ее со словами: «Чтоб эта вода мне лекарством стала». По свидетельству информаторов, уже на обратном пути женщина чувствовала как ее грудь набухает, наливаясь молоком.

Специальные магические приемы применялись в тех случаях, когда дети в семье часто умирали в младенчестве. Чтобы приостановить смертность, меняли имя: девочек называли Сурая, а мальчиков – Магомед (в честь пророка). Ребенка для того, чтобы обмануть «злых духов» и чтобы он не привлекал внимания, одевали в лохмотья, его лицо и тело пачкали сажей. К одежде пришивали прутик айвы, а также амулет в форме руки, сделанной из серебра, взятого из 7 домов родственников по материнской линии. В некоторых селах ребенка сразу же после родов, не показывая матери, передавали многодетной женщине. Она первой кормила его грудью, нарекала именем и дарила одежду, которую малыш должен был носить до исполнения 1 года. В других селах новорожденного протаскивали сквозь платье такой женщины, а затем «выкупали» у нее и передавали настоящей матери.

Смерть пытались не только «обмануть», но и «заковать», применяя для этого замки, цепи, ожерелья из железа. Так, например, последнему умершему ребенку связывали ноги цепью, концы которой запирали на замок. В таком виде ребенка хоронили (с. Куштиль). Иногда в могилу клали замок, предварительно заперев его на ключ, и потом зарывали (с. Фурдаг). Чаще всего в таких случаях табасаранские женщины обращались к кузнецу, который выковывал им ожерелье из железа, взятого из 7 домов. У аварцев мать отправлялась к кузнецу с 9 кусками железа, из которых он делал ей браслет, а у грузин кузнец выковывал железное кольцо, которое она носила, чтобы дети не умирали.

Таким образом, можно отметить, что родильные обряды и обычаи с момента вступления в брак жениха и невесты и до появления на свет ребенка, пронизаны магическими действиями, ритуалами, поверьями, направленными на обеспечение здоровья матери и ее потомства, защиту их от болезней, «злых духов», бесплодия и помогавшими предотвратить смертность детей в семье.

Что касается инноваций, то они немногочисленны. Появился обычай отмечать дни рождения детей. Рождение девочек воспринимается не так болезненно, как в прошлом, а так же желанно, как и рождение мальчиков. Обряд обрезания сейчас, по желанию родителей, в некоторых случаях проводится в больничных условиях. Если раньше детям давались в основном арабские, тюркские и персидские имена, то в советское время появилось много нетрадиционных имен. Таким образом, родильные обряды в современных условиях являются в большинстве своем традиционными. В них сохранилось множество отголосков древних верований и культов табасаранцев.

 

https://zoritabasarana.ru/rubriki/gazeta/item/3358-obryady-i-obychai-tabasarantsev-svyazannye-s-rozhdeniem-rebenka