К 75-летию Великой Победы
(к 110-летию Алимагомеда Багатырова)
Наша страна готовится широко и торжественно отметить 75-летие славной победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Победу сообща ковали все народы нашей страны. Не стояли в стороне и табасараны. Только из селения Ерси Табасаранского района на фронт ушли более 200 человек. 104 из них сложили свои головы на алтарь победы. Одним из активных участников войны, немало сделавший для победы над врагом и в тылу, был Багатыров Алимагомед, которому в этом году исполняется 110 лет.
Багатыров Алимагомед Минатуллаевич родился в 1910 году в селении Ерси Северо-Табасаранского участка Кайтаго-Табасаранского округа Да-гестанской области в крестьянской семье. Его отец – Минатулла – активный участник Гражданской войны, в 1920–1921 годах являлся заместителем ревкома Верхне-Табасаранского участка Кайтаго-Табасаранского округа. В последствии он член Окружного исполкома, член ДагЦИКа, работал председателем Ерсинского сельского совета, лесничим табасаранского лесхоза, колхозником.
Алимагомед Багатыров после окончания Ерсинской начальной школы, в 1925 году поступил в Дербентскую школу садоводов. Окончив только первый курс этой школы, в 1926 году он поступает в школу крестьянской молодежи (ШКМ) в окружном центре – селении Маджалис. Из-за острой потребности в учительских кадрах он переводится в Дербентскую тюркскую школу II ступени с педагогическим уклоном. По завершении учебы в 1930 году его направляют на работу в качестве заведующего Янгикентской начальной школы Кайтагского района.
С 1 сентября 1931 года А. Багатыров уже заведующий начальной школой селения Ерси Кайтагского района (по 1934 год с. Ерси входило в Кайтагский район). Здесь он проработал 4 года, после чего Алимагомеда как члена ВЛКСМ, имеющего среднее педагогическое образование и опыт работы с молодежью, 1 сентября 1935 года выдвигают на высокую комсомольскую должность – вторым секретарем Табасаранского РК ВЛКСМ. Работая на этой должности в течение года, он внес значительный вклад в организационное укрепление комсомольских организаций района и совершенствование их работы.
С середины 30-х годов XX века партия уделяла большое внимание дальнейшему повышению образовательного уровня населения. С этой целью многие начальные школы реорганизовывались в неполные средние школы (НСШ) и средние. Надо было укрепить эти школы подготовленными педагогическими кадрами, имеющими соответствующее образование и опыт учительской работы, и, конечно же, организационный талант.
У районного руководства выбор пал и на Багатырова А.М. 1 сентября 1936 года, с согласия ДагОбкома ВЛКСМ и Министерства просвещения ДАССР, его назначают директором Татильской НСШ.
Немаловажное значение в эти годы имела необходимость укрепления не только руководства школьного звена, но и руководства образовательного звена в масштабе района. И при решении данной проблемы выбор снова пал на Алимагомеда Минатуллаевича. Районный партийный и исполнительный комитеты обращаются в Министерство просвещения ДАССР с ходатайством о назначении товарища Багатырова А.М. заведующим отделом образования Табасаранского района. На что было получено согласие, и с 1 сентября 1937 года Алимагомед Багатыров переводится с должности директора Татильской НСШ на должность заведующего отделом образования Табасаранского района.
Новый и более высокий уровень педагогической деятельности, безусловно, требовал и более высокого уровня подготовленности. Одно дело руководить школой, а другое – обеспечивать надлежащее руководство системой образования такого большого района (по количеству сёл и школ), каким являлся Табасаранский район. Поэтому по рекомендации руководства района Министерство просвещения ДАССР направляет Алимагомеда Багатырова в Московский институт повышения квалификации кадров педагогического образования. Здесь он с 15 сентября по 15 ноября 1936 года получает основательную подготовку в общепрофессиональном и общеполитическом уровнях.
По возвращению из Москвы на свою прежнюю работу заведующего отделом народного образования района, Алимагомед Минатуллаевич, с чувством высокой ответственности, отдает все свои силы и полученные знания на успешное решение проблемы дальнейшего совершенствования образовательной системы района с целью достижения более высоких качественных результатов. И эта работа продолжалась им до июля 1941 года.