Еще раз о защитниках Хучнинской крепости

Человек не исчезает.
След, оставленный им, вечен.
Йоэл Хаахтела

Мне было приятно в последние недели читать в газете «Табасарандин нурар» статьи о защитниках Хучнинской крепости. Я абсолютно согласен со всеми доводами и выводами, изложенными в этих материалах. Только, если честно сказать, чуть грубовато звучит название статьи Гаджиибрагимова М.А., в частности слова «о мертвой сестре», – от них веет душком, хотя они правдивы. Это мое мнение.

Теперь по существу. Действительно, в прежние годы (2017-2018) на страницах нашей газеты – в статьях Гаджиибрагимова М. А., Маллалиева Г. Н., а также в поэме Ш.Казиева «Черное серебро» высказывались мнения в защиту сестры Равганат (впредь я ее буду называть Сестра). При написании книги «Хучни и хучнинцы» я постарался высказать свое личное мнение по этому поводу. Оно представлено на стр. 495-500 этой книги.

На основании тех вариантов, которые изложены в книге профессора Гасанова М. Р. «К истории и культуре табасаранского народа (происхождение, легенды, и предания, письменность, села…», Махачкала 2016), я постарался, в силу своего здравого видения, защитить Сестру от всех обвинений в ее адрес (это и несогласие братьев выдать замуж Райганат за сына старшины села Ругуж, и с утверждениями, что она «влюбилась» в предводителя неприятельского войска, что Ибрагим-хан «встретил» красавицу во время прогулки, и что разведчики Надир-шаха увидели Райганат…). Все доводы в четырех вариантах легенды мною были отвергнуты как несостоятельные и выдуманные, а вот в пятом варианте предания мне улыбнулась удача. Впрочем, чтобы не быть голословным, я приведу вам отрывок из книги: «Вот тут-то нам улыбнулась удача и, наверное, самое и правильное и справедливое завершение борьбы семи братьев и одной сестры против иноземных завоевателей. Есть на свете всё-таки правда!

Братья оказали ожесточённое сопротивление врагу. Все заботы, связанные с борьбой против вражеских сил, легли на хрупкие плечи сестры. Глубокой ночью она своими длинными косами кувшинчиком доставала из реки Рубас воду, поила и кормила раненых братьев. Когда иссякли все людские ресурсы, она переоделась в мужскую одежду и вступила в схватку с вражескими силами и воодушевляла всех на борьбу с врагом. В её окружении осталась горстка смельчаков, сама уже истекала кровью. В конце концов, потеряв сознание, упала с коня. Враги окружили горстку отважных горцев и когда сняли доспехи руководителя отряда, сами своим глазам не поверили. Перед ними лежала неописуемой красоты девушка. Эта была единственная сестра семерых братьев-храбрецов. Вскоре она пришла в себя, и завоеватели решили отвезти её к шаху. Она, зная, что её ждёт во вражеском плену, решила не сдаваться живой. В пути храбрая девушка выхватила копьё охранника и покончила с собой».
Вы верите в это? Я – да! Спасибо, СЕСТРА!

И я хочу запомнить СЕСТРУ такой мужественной, храброй, беззаветно любящей своих братьев и свою малую Родину. И призываю всех не забывать о них, воздавать честь и хвалу таким Героям!

И в заключение хотелось бы, чтобы и другие читатели газеты высказали свое мнение о поступке сестры.
Также прошу поддержать мое желание на месте бывшей могилы сестры разместить мемориальный памятник.
Теперь по поводу предложения членов РНКАТ снять фильм о защитниках Хучнинской крепости. Очень рад, поздравляю и поддерживаю всецело и всемерно. Только хотелось бы высказать несколько соображений (предложений) по этому вопросу.

Мне кажется, не стоит ограничитваься только размещением щита с текстом легенды у входа в крепость. Может быть, есть смысл у входа в крепость установить памятник (бюст Сестре), а еще лучше отобразить ее на коне как воительницу-защитницу крепости. Щит же предлагаю установить на месте бывшей могилы Сестры.
Дело в том, что могила была расположена в 1-1,5 км от крепости в сторону ставки иранского полководца на небольшой лужайке (не доходя до поворота в селение Ягдыг), которую затем взорвали, когда прокладывали дорогу Хучни-Дербент. Кроме того, эта лужайка – самое близкое место до речки (до мелководья, где ее легко перейти).
Не исключено, что сестра, видимо, пришла в себя на этой лужайке и поняла, что ее ждет во вражеском лагере. Попросила развязать ей руки, чтобы привести себя в порядок (а может быть и перебежать через мелкий брод в лес, который начинается прямо у речки. А лес в урочище «Чурик» был густой и непроходимый. Райганат воспользовалась этим моментом, вырвала оружие у конвоира и покончила с собой. По моему разумению, место бывшей могилы нужно расчистить и разместить там площадку, на которой следует установить обелиск или же какое-то иное сооружение, отражающее подвиг Райганат.

Мне кажется, необходимо преподнести подвиг сестры (или приподнять ее уровень) как подвиг Парту Патима, о чем справедливо пишет Гаджиибрагимов М. А.
С высоты своих лет, как аксакал, и по жизненному опыту, и по увиденным мною фактам, могу утверждать, что и тогда было много людей, не согласных с отрицательным мнением о Сестре. Да, бросали камни на могилу Райганат с проклятьем, да проклинали ее, но это делалось многими с полузакрытыми глазами и без слов. Я видел лично и помню все это. Никто не будет отрицать и того, что многие люди, особенно женщины, когда, например, возвращались с праздника черешни, «угощали» и Сестру. Это же факт! Я много раз видел, как простые люди оставляли у ее могилы садака, как читали молитву в ее честь (делали дуа).

Расскажу еще об одном факте. Мой дядя Кафур был женат на сестре Уруджа (отца народного артиста РД Ахмеда Уруджева) Байрамгиз. Их матерью была Гъейси, прожившая 140 лет. В последние годы жизни ввиду преклонного возраста Гъейси забрала к себе её дочь. Мы (мой отец и дядя) со своими семьями жили вместе, одной семьей. Я тогда учился в младших классах, и мы с бабушкой жили в одной комнате, но Гъейси-деде вполне успешно справлялась с обязанностями обслуживать себя. Кроме того, она успешно лечила всякого рода травмы. Так вот она рассказывала, что Равганат была очень красивая и на своих длинных косах кувшином доставала воду из речки, протекающей рядом. (А мы слушаем какие-то сказки о каких-то свиданиях). И еще она рассказывала о том, что Равганат тоже воевала против иноземных захватчиков вместе с братьями, что у нее была для этого специальные одежда и оружие. Так что о храбрости сестры семерых братьев – защитников крепости знали давно и многие. Просто кому-то было выгодно исказить факты. Это уже другая история, в которой еще предстоит разбираться.

И последнее. Если поднимется вопрос о сборе средств, то я готов первым внести свою лепту в это дело.

С уважением, Мусаев Э.Ш., ветеран военной службы, Почетный гражданин села Хучни.