Исамутдин Рамазанов,
журналист
«История хранит всё, и от неё не следует прятаться»
(Из интервью руководителя Российского исторического общества Нарышкина С.Е. газете «Московский комсомолец»)
Миграционные процессы на Северном Кавказе, как и в любом другом уголке мира, наблюдались на протяжении всей истории мировой цивилизации. Из Северного Кавказа в другие страны и регионы выезжали учёные, мастеровые, рабочие, крестьяне в поисках лучших условий труда. Сотни и тысячи северокавказцев пополняли ряды ближневосточных учёных в различных областях науки: философии, истории, географии, геологии. В арабских странах с восхищением вспоминают многих алимов из Дагестана, внёсших значительный вклад в научную мысль исламского мира, особенно в области теологии. В Средние века из Черкесии и других регионов Северного Кавказа выезжали также тысячи соотечественников, в том числе юноши, ставшие впоследствии знаменитыми правителями, военачальниками, учёными, богословами, а девушки-горянки – любимыми и влиятельными жёнами султанов и других правителей. Но это была в большинстве своем естественная миграция населения. Она не была связана с тем, что произошло на Северном Кавказе во второй половине ХХ века, когда в результате колониальной политики царского самодержавия массовому выселению и вынужденному переселению из родных мест были подвергнуты сотни тысяч представителей горских народов, в том числе и табасаранского народа, о которых нам рассказывал табасаранский дипломат Кадыр Курбанович Курбанов, работавший в Турции и Тунисе. Процессы миграции привели к значительному изменению демографической и этнополитической карты Северного Кавказа, нанесли серьезный урон генофонду отдельных народов и малочисленных этнических групп.
Если брать в целом, миграционные процессы связаны с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований. Факторы могут быть притягивающие или выталкивающие. Факторы первого порядка наблюдаются в случаях, когда уровень социальной защиты высок по сравнению с прежним местом проживания, интеграция в новое общество обеспечивается соблюдением действующих законов страны пребывания, есть хорошая перспектива для продвижения в области науки, образования, культуры, бизнеса для самого человека-мигранта, так и для семьи и детей. Выталкивающие факторы имеют место при природных и социальных катаклизмах, военных конфликтах, преследовании со стороны властей за инакомыслие и т.д. Эти деяния приводят к возникновению диаспор. Согласно определению в Энциклопедическом словаре, диаспора – это часть растения (спора, семя, плод…), естественно отделяющаяся от материнского организма и служащая для размножения и расселения; а также – часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения.
Крупнейшими диаспорами в мире являются китайская (более 35 млн человек), индийская (свыше 25 млн), русская (более 25 млн), украинская (примерно 12 млн), еврейская (около 8 млн), немецкая (примерно 3,5 млн).
Отношения с диаспорой – важное направление внешней политики многих стран. Например, в Грузии за контакты с диаспорой отвечало соответствующее министерство. Сплочённая, дружно работающая диаспора может играть заметную роль в созидании нового облика как в стране проживания, так и на малой родине. А это возможно при определённых условиях, человеческом подходе к мигрантам, соблюдении прав человека.
Под эгидой института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук в октябре 2024 года вышла книга советского, российского дипломата, чрезвычайного и полномочного посланника 2 класса Алиева Б.Р. «Северокавказская диаспора: историко-этнографическое исследование» (вторая половина XIX – начало XX в.).
Багавудин Алиев более 30 лет трудился над архивными документами, опубликованными историческими материалами, работал с представителями разных диаспор, которые ныне проживают как в России, так и за рубежом – потомками очевидцев тех событий.
Полевая работа автора за рубежом, в том числе его встречи и беседы с представителями диаспор, знакомство с их бесценными семейными архивами, имели важное значение при написании книги. Поиск достоверных сведений, их скрупулёзный анализ и изложение без предубеждения, пристрастия и предвзятости на основе критического подхода послужили залогом установления правды и восстановления справедливости в отношении участников произошедшей во второй половине XIX века на Северном Кавказе исторической драмы. Ошибки, причём масштабные, имели место в действиях всех сторон. Объективная их оценка позволила автору восстановить правдивую картину событий того периода. Приведу один отрывок из книги, который показывает весь трагизм ситуации, в котором оказались мухаджиры Северного Кавказа после переселения:
«Горцы воочию убедились в том, что были обмануты и царизмом, и османскими единоверцами, и своими хозяевами — ханами, беками и князями.
Рассказывая о разочарованиях кавказских мухаджиров, в качестве примера можно привести характерную для тысяч мухаджиров исповедь осетинского мухаджира-возвращенца И. Канукова «..Какое разочарование постигло этих поистине несчастных переселенцев. И сколько раз слышались слова проклятий на головы тех. которые их увлекли, когда трудность дороги и действительность предстали им воочию и раскрыли им глаза, и тогда-то, забыв недавние розовые мечты, они поняли, что обмануты, что они сделались жертвами своего легковерия, поддавшись лживым словам тех глупцов, которые уверяли их, что там будет лучше. И вот они. по милости этих глупцов-фанатиков, теперь гибнут».
Книги, без сомнения – это суть самой цивилизации. Автор в своем труде на основе документальных исследований передаёт настроения эпохи XIX века, повествует о судьбе северокавкзаских диаспор в разных странах расселения – Сирии, Турции, Иордании, Ливии, а также в странах Европы и США, размышляет об итогах Кавказской войны. Он особо подчёркивает драматичность истории дагестанского мухаджирства, говорит о массовости переселения народов Северного Кавказа, об их сложной, тяжёлой судьбе.
События переселения в XIX веке прямо или косвенно повлияли на политическую ситуацию не только на Северном Кавказе, но и на взаимоотношения между Россией и западными странами, между Соединёнными Штатами Америки и странами Ближнего Востока, отдельными странами проживания потомков северокавказских мухаджиров.
Например, о взаимоотношениях Израиля и Ирана, позициях политиков США на очередную фазу арабо-израильского конфликта своё мнение недавно в газете «Махачкалинские известия» (№41 от 11 октября 2024) изложил потомок дагестанского мухаджира Шафи Акушали (присутствовал на презентации книги), проживший долгие годы в Сирии. Интересны его рассуждения о современных переплетениях политических интересов разных стран – США, Ирана, Сирии, Ирака, Ливана, Израиля. Шафи Акушали считает, что именно США стоят за расширением влияния Ирана в ближневосточном регионе, утверждая, что они преподнесли Ирану на «серебряном блюде» Ирак, они же позволили ему до такой степени расширить своё присутствие в Сирии, что сегодня режим аятолл стал основой сирийской государственности, без согласия контролирующего Хезболлу Ирана теперь невозможно выбрать и президента Ливана.
Б.Алиев в своей книге с тревогой пишет о наличии серьёзной угрозы полной ассимиляции северокавказцев в дальнем зарубежье. Это особенно касается мухаджиров из числа малочисленных этносов – дагестанцев, балкарцев, карачаевцев, осетин и других. В качестве подтверждения им приводятся ссылки на труды исследователей А.Кушахбиева («Черкесская диаспора в арабских странах: история и современность», М., 1998. С.41-42) и А. Гутова об адыгской и карачаево-балкарской диаспорах.
Одной из причин этого этнического растворения является античеловеческий турецкий закон от 1982 года о языках, который запрещает национальным меньшинствам обучать детей родным языкам! За классические черкесские имена турецкие власти устраивают настоящие судилища, обосновывая это тем, что подобные имена «не соответствуют национальной турецкой культуре» (Журнал «Ал-Ихаа», автор Уади ас-Сир — Иордания, статья «Макам фи макал», 1990 №30. С. 2-9 на арабском языке).
Писатель-мухаджир Мурад Озден (черкес) в своей книге «Национальная проблема и положение черкесов» подчёркивает: «Закон 1982 года нависает над нашей шеей как «дамоклов меч» … мы, как народ, стоим перед угрозой полного исчезновения».
Представители почти всех поколений дагестанских эмигрантов идентифицируют себя как неотъемлемую часть северокавказского этноса, а Северный Кавказ рассматривают как свою историческую родину. И в этой связи руководству России и Республики Дагестан желательно создать такие социально-экономические условия, чтобы и камни на исторической родине стали мягкими. При соответствующих условиях представители диаспор стали бы инвесторами в экономику России, а сами диаспоры – мягкой силой, то есть народными дипломатами. Сила же российской дипломатии – в людях, в их интеллекте, в умении добывать достоверную информацию, глубоко её анализировать и применять на пользу родной страны.
Книга Б.Алиева «Северокавказская диаспора: историко-этнографическое исследование» восполняет проблемы в изучении истории Кавказской войны: в ней много ценных, новых документальных сведений, которые позволяют раскрыть подробности мухаджирства как общественно-политического явления.
Как отметил в своём выступлении доктор исторических наук Х.А.Амирханов, книга должна занять заслуженное место в научной библиотеке ДФИЦ РАН и, добавлю от себя, в личной библиотеке каждого дагестанца, который интересуется своей историей и дорожит корнями. Считаю, что труд дипломата будет полезен и в практической деятельности таких государственных органов, как Министерство иностранных дел Российской Федерации, Администрация Президента РФ, Россотрудничество и других структур, работающих с представителями зарубежных стран мира.