Омар Табасаранский
«При Шамиле находился один табасаранец по имени Омар. По возвращении имама из Большого Казанища, он посоветовал ему отправить в Табасаран сильную партию мюридов. Осенью 1260 года (1844) имам послал туда партию из четырех наибов под общим командованием Мухаджира и Косого Эфендия (предп. Мухаммад-Эфенди ал-Хуйми по прозвищу “Кривой”). Последний был обязан увеличить попутно свои силы присоединением цудахарской и акушинской вольниц и кадиев, главарей этих обществ, Аслана и Мухаммеда.
На пути движения Эфенди встретил своего муталима с письмом от Мухаммед-кадия. Он извещал воеводу имама, что акушинцы не думают добровольно присоединиться к экспедиции. Глава мюридов ответил ему, что он ни в коем случае не может отменить или изменить приказание имама и должен будет посетить его. Усилив себя цудахарской конницей Аслан-кадия, он явился в Акуши к Мухаммед-кадию и предложил ему влиться в общий поток. Акушинцы волею-неволею должны были исполнить это требование и выступить в поход с мюридами.
В местность Гани Эфенди назначил наибом Омара и направился в Маджалис. Владетельный хан Джемау, предупрежденный вовремя о движении мюридов, бежал к русским. Командующий мюридами потребовал к себе всех влиятельных лиц из местного населения и предложил им беспрекословно покориться шариату. Представители населения, однако, не дали согласия на въезд в их аулы, и потому последние были заняты силою. Немедленно тут в занятом крае была введена в действие общая административная система имамства, с учреждением должностей наибов, сотенных командиров и мулл – сторонников шариата.
В Маджалис также были вызваны депутаты от всего населения Табасарана в числе 60 человек. Депутаты эти изъявили согласие на покорность шариату, но на посещении их края пришельцами-мюридами не могли согласиться. Тогда мюриды двинулись вслед за возвращавшимися восвояси депутатами и завладели без всякого труда, хлопот и потерь всей Табасаранской землею, которая была администрирована по той же системе имама Шамиля. В то время, когда происходили эти события, генерал Аргут был занят охраной вверенного ему края от вторжения мюридов.
Во время оперирования в Табасаране, Эфенди получил от акушинского кадия Мухаммеда письмо с советом вторгнуться в Даргинский округ и подчинить его население шариату. Глава мюридов хотел было последовать этому совету, но впоследствии отказался от этого намерения в виду энергичных возражений наибов против этого похода.
Из Табасарана мюриды двинулись в Башлы, но по просьбе его населения ограничили свои действия здесь взиманием 600 арб всякого рода съестных припасов, необходимых для продовольствия вольницы.Из Башлы они отправились в Утамыш и, пробыв здесь около 10 дней, вернулись домой».
Мухаммад Тахир ал-Карахи «Три имама»
Глава шестьдесят вторая. Вторжение Эфендия во главе мюридов в Кайтаго-Табасаран
Письмо Шамиля жителям Кайтага и Табасарана 1853 г.
От главы мусульман Шамиля братским народам Кайтага и Табасарана и их соседям привет.
По сведениям, полученным из различных местностей от доверенных лиц, нам стало известно о том, что султаном Махмудом, сыном султана Абдул-Меджида, т. е. турецким султаном обнажена шашка против христиан, что между ними завязалась война со всех сторон, что на всех фронтах с божьей помощью побеждает он (султан) и что нигде христиане не могут удержаться перед его победоносными войсками, и они ослабляются. И вы знайте, что раз это так, то и мы решили присоединиться к нему и выступить на войну со счастливыми божьими войсками. Богу легко соединить нас с ним. Мы провели у себя повсеместно подготовку к войне и реорганизовали порядки. Если богу угодно, то и вы не будете сидеть спокойно. Если, как вы заверяли нас своими письмами и представителями, вы являетесь последователями ислама и врагами идолопоклонников, составляете часть любящих нас и наших последователей, то теперь настало время для вас начать войну против христиан и принять все дела войны твердо, обнажить шашку против врага. Если же вы не сделаете так, как мы говорим, и не обратите на это внимание, то после того, как вы подпадете под нашу власть и как на ваших крышах будут развеваться наши флаги, то вы вините тогда себя, а не нас. Тогда вы будете раскаиваться, но ваши каяния окажутся бесполезными.
Рук. фонд ИИЯЛ, д. 2308, кон. 8, л. 4. Перевод с арабского.
Из книги: Ханмирзаев Х.Г., Шахбанов М.К. Табасаран в период Кавказской войны. – Махачкала: Изд-во ООО «Мавел», 2025. С.52-54, с.160-161.