Жизнь, отданная музыке

(К 80-летию со дня рождения Зейнабат Гюльмагомедовой)

 

В 50-60-х годах ХХ века у табасаранского народа, как у всех народов Дагестана, появились первые профессиональные поэты, писатели, художники, музыканты, певцы и представители других профессий. Среди них достойное место занимает Зейнабат Гюльмагомедова, первая исполнительница табасаранских песен, чьи песни вошли в золотой фонд «Дагтелерадио».

Гюльмагомедова Зейнабат Асланбеговна родилась в 1940 году в селе Туруф Табасаранского района Дагестанской АССР в семье бедного крестьянина. В семье она была третьим ребенком. Детство у Зейнабат, как у всех его сверстников довоенного и военного периода, было тяжелым и трудным.

Отец Зейнабат, Асланбег – участники инвалид Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., награжденный многими правительственными наградами, рано ушел из жизни: дали о себе знать многочисленные ранения и увечья, полученные во время войны с фашистской Германией.

Мать Зейнабат, Беги после смерти мужа, на мизерные средства, которые выделяло государство детям-сиротам участников ВОВ, с трудом содержала 3-х детей.
Семилетнее образование Зейнабат получила в родной школе села Туруф. Еще в школе она сильно увлекалась народной музыкой, песнями и танцами. Зейнабат являлась не только активной участницей школьной и сельской художественной самодеятельности, но и систематически занимала призовые места в школьных и районных конкурсах и смотрах.

Природа щедро одарила Зейнабат талантом. Она с юных лет радовала певучим голосом своих слушателей и поклонников. Страсть к музыке и пению была заложена у нее в генах. Еще совсем маленькой девчонкой Зейнабат собирала вокруг себя сельских ребятишек и разыгрывала с ними представления. И непременно с песнями и танцами.
После окончания ею школы в семье Гюльмагомедовых состоялся семейный совет, на котором решали вопрос о дальнейшей судьбе Зейнабат и развитии ее музыкального дара и таланта.

Мать Беги и старшая сестра Шекер были категорически против развития музыкального дара Зейнабат, противились этому и родные, близкие и сельчане. Говорили: «Можно ли сельскую девушку одну отпускать в город, где нет родных и близких, на учебу». Но вопреки мнению остальных родной брат Амирбег и сестра Зейнабат твердо решили, что Зейнабат получит профессиональное музыкальное образование. Стойкость характера брата и целеустремленность сестры дали свои плоды: Зейнабат поступила в Махачкалинское культпросветучилище и успешно окончила его. Она стала одной из первых табасаранок, получивших профессиональное музыкальное образование.

Свой трудовой путь Зейнабат начала с должности художественного руководителя Дома культуры с. Хучни Табасаранского района. Симпатичная, простая, общительная молодая певица, в которой не было ни капли высокомерия, капризности, сразу же пришлась по душе коллегам. Работая в районном Доме культуры, Зейнабат часто с родным коллективом выезжала по району и выступала с концертными номерами перед колхозниками, доярками, чабанами, пастухами, интеллигенцией и каждый раз оставляла глубокий след в сердцах слушателей своим прекрасным голосом и артистическим дарованием. Она исполняла песни не только на родном табасаранском языке, но искусно пела на лезгинском, азербайджанском, русском и других языках народов Дагестана и Кавказа.

Зейнабат была постоянной исполнительницей песен на свадьбах, девичниках, вечеринках и других торжествах и своим соловьиным голосом завоевала большой авторитет и хорошую репутацию среди слушателей. Зритель полюбил ее сразу, и на протяжении всей ее певческой карьеры публика всегда стоя приветствовала талантливую певицу. Везде ей аплодировали: «Маншаллах!», «Баркалла, Зейнабат!».

Многие горянки не только восхищались ее бархатным голосом, но и старались подражать ей во всем – манере одеваться, разговаривать, прическе и т.д. Тем более, что у нее был свой стиль: Зейнабат любила очень модно, красиво и современно одеваться. Она бесстрашно боролась с пережитками прошлого и вносила ощутимый вклад раскрепощение женщины-горянки в Табасаране.

Зейнабат впервые в 50-е годы ХХ века осмелилась выйти на музыкальную сцену без головного убора – платка, и поэтому многие жители района ее сурово осуждали.
В музыкальной карьере Зейнабат были и взлеты, и падения. Работая в 1960-х годах художественным руководителем Дома культуры поселка Дагестанские Огни, она познакомилась с азербайджанцем Аскером из г. Дербента, своим будущим мужем. После свадьбы у Зейнабат жизнь резко изменилась. Ее музыкальная карьера оказалась несовместимой с семейной жизнью. Муж запретил ей выступать и петь на сцене. После замужества Зейнабат работала на заводе «Радиоэлемент» г. Дербента, но о музыке не забыла. Своего сына Тельмана она устроила в Дербентскую музыкальную школу. Зейнабат мечтала, чтобы сын продолжил ее карьеру. Но ее заветная мечта не сбылась.
Последний раз Зейнабат спела на свадьбе близкого родственника Абулфета и Ларисы Алимагомедовых в родном селе Туруф в августе 1981 года по просьбе родственника, аксакала Абдулкадыра Саидахмедова.

В 1986 году в рассвете сил и энергии Зейнабат тяжело заболела и ушла из жизни в возрасте 46 лет. Через год после ее смерти умер и муж Аскер, оставив 4-х детей сиротами.
Память о Зейнабат Гюльмагомедовой хранят старинные фольклорные табасаранские песни, которые, благодаря ей, словно живая нить времен, продолжают существовать в музыкальной среде республики.

До сих пор в архивных фондах табасаранской редакции Дагестанского радио хранятся записи песен в исполнении Зейнабат Гюльмагомедовой, которые вошли в золотой фонд республики.

Зейнабат Гюльмагомедова стала примером служения искусству для всех последующих поколений табасаранских певцов и певиц, среди которых известные и заслуженные артисты Республики Дагестан – Марьям Казиева, Кисханум Авчиева, Бесханум Гюльмагомедова, Эльвира Ахмедханова, Гюльназ Гаджи-курбанова и другие. Она осталась в нашей памяти не только как хорошая певица, но и доброжелательный товарищ, жизнерадостный человек. Имя Зейнабат Гюльмагомедовой навсегда вошло в историю музыкальной культуры табасаранского народа.