В ходе длительной борьбы горцев Северного Кавказа против колониального гнета царизма и местных правителей в 20-60-х гг. XIX в. из среды горских масс выдвинулась целая плеяда организаторов и предводителей борьбы народа. Одним из них был мулла Шейх-Мухаммед из табасаранского аула Ханаг, входящего вместе с селами Джидживарик, Пилиг, Ругуж, Хурик, Цантиль в Хурикское сельское общество Северного Табасарана.
По устным данным, он родился в начале XIX в. и происходит из тухума «Маллияр», предки которого, по преданиям, переселились из Сирии.
Как представитель местного духовенства, Шейх-Мухаммед пользовался большим влиянием не только среди жителей табасаранских аулов, но и среди населения соседних владений. Имеются сведения, что он неоднократно встречался с Мухаммадом Ярагским в период его пребывания в табасаранских аулах. Несмотря на процаристскую ориентацию некоторых владетелей, Табасаран был одним из активных очагов антиколониальной и антифеодальной борьбы горцев.
18-19 июня 1831г. кайтагцы и табасараны атаковали 6 рот Апшеронского полка с 4 орудиями и частью милиции, следовавшими под командой майора Авраменко из Закавказья на пополнение отряда генерал-майора С.В. Каханова.
Восставшие под руководством прапорщика Гассан-бека, сына бывшего майсума, заняли почти весь Табасаран. Полковник Миклашевский с отрядом выступил против повстанцев и 22 июля при селе Сиртич нанес им поражение. 24 июля царские войска разорили село Чалак, а 25-го выбили жителей Табасарана с позиций на скалистых высотах Каркула. Потери восставших составили 150 человек убитыми и раненными; с российской стороны был убит и ранен 21 человек.
Как вытекает из источника, «с 1851 г. Шамиль имел в Табасаране и Кайтаге весьма много приверженцев и где его агенты неутомимо и с ощутительным успехом действуют в пользу мюридизма».
Несмотря на то, что царские генералы все теснее сжимали кольцо вокруг восставших горцев, борьба жителей то в одном, то в другом регионе разгоралась все сильнее.
К таким регионам относился и Табасаран. «Мюридизм в Табасаране,– говорится в документе, – пустил настолько глубокие корни, что даже неудача Хаджи-Мурата и уничтожение партии Бук-Магомета не могли охладить всегдашней готовности жителей к новой борьбе». В табасаранских аулах одно за другим происходили волнения. Известно, что волнение в Кайтаге и Табасаране, начавшееся в конце 1853 г., еще сильнее разразилось в начале 1854 года.
Издания, посвященные борьбе горцев против царизма, пестрят сообщениями о том, что Мулла Шейх-Мухаммед объявил себя наместником имама в Табасаране и стал во главе этой борьбы. Он призывал на борьбу жителей как Табасарана, так и Кайтага. Одним из центров восставших был узденский аул Гасик. О восставших жителях Табасарана автор сочинения XIX в. писал: «Слепо подчинившись воле Шамиля, – они сделались фанатиками мюридизма, распространяемого муллою Ших-Магометом – человеком весьма влиятельным в крае. В первой половине 1855 года средоточием всех мюридов в Табасаране явилось селение Гасик; здесь собирали народ, приводили его к присяге на верность Шамилю и вновь принятому учению, отсюда же рассылались воззвания и в другие общества».
Мулла Шейх-Мухаммед призывал всех жителей Табасарана объединиться против царизма, надеясь при этом и на помощь со стороны имама Шамиля. Во многих табасаранских аулах сторонники Шейх-Мухаммеда формировали отряды желающих стать мюридами Шамиля.
В борьбе с колониальным режимом Шейх-Мухаммед действовал с преданными лицами Тагиром-Хаджи из Губдена, Неджеф-Кули из Дербента. «Губденский беглец Тагир Хаджи и дербентский абрек Неджеф Кули, — пишет Е.И.Козубский, – совместно с муллою Ших-Магометом, жителем Табасарани, имевшим на народ большое влияние, собрали до 300 последователей шариата, стали собирать подать в пользу Шамиля и, волнуя народ, просили его неоднократно о присылке помощи». Волнения в Табасаране заставили царских властей принять необходимые меры по их подавлению.
Против восставших во главе Шейх-Мухаммедом были двинуты значительные военные силы. «Чтобы не дать волнению разрастись, князь Орбелиани двинул весною в Табасаран отряд; тогда жители, смущенные и устрашенные появлением наших войск, вышли с изъявлением покорности, присягнули на верноподданство, поклялись жить спокойно и не принимать к себе мюридов Шамиля».
Однако это не означало, что восставшие покорились царским силам. Это было лишь передышкой для дальнейшего сопротивления. Руководитель повстанцев Табасарана Шейх-Мухаммед поддерживал связи с имамом Шамилем. Летом 1855 г. Шамиль прислал в Табасаран губденского беглеца Тагир-Хаджи и дербентского абрека Неджеф-Кули с небольшими партиями. Они обнадежили Ших-Магомета в присылке новой, более сильной помощи из Аварии».
Царское правительство решило против восставших направить значительные силы во главе с генералом князем Орбелиани, который считал наилучшим временем проведения карательной экспедиции в Табасаране глубокую осень и зиму – чтобы горцы из-за холодов в течение длительного времени не могли скрываться в лесах и других укрытиях.
В конце октября 1855 г. начались активные действия царских сил: операционной базой был избран аул Марага, где был сосредоточен отряд в числе 7-ми батальонов, 11 сотен конниц и 8 орудий.
Тем временем Шейх-Мухаммед укрепился в ауле Ханаг и Ругуж и решил упорно защищаться со своими приверженцами. Царские войска несколькими колоннами двинулись к аулу Ханаг, генерал-майор Манюкинс главной колонной из 5 батальонов направился по дороге, ведущей к аулу Хурик, а колонна под командой полковника Ракусы двинулась на аул Ругуж. Наступление таких громадных сил заставило жителей Ханага и Ругужа отступить. Перед отступлением они подожгли свои дома. А Шейх-Мухаммед вынужден был отступить в Урчамильский магал Верхнего Кайтага.
Царские генералы против местных жителей использовали численное превосходство. Встречая упорное сопротивление на своем пути, они заняли аулы Хурик, Кужник, Ханаг, Ругуж и др., вырубили и сожгли большой лесной массив вблизи аула Пилек.
Тем временем генерал-лейтенант князь Орбелиани объявил табасаранам, что «войска останутся в их земле до тех пор, пока не будут прорублены в лесах просеки, что аул Ханаг и Ругуж – главные притоны всех мюридов Табасарани – войскам разрушать до основания; остальные же аулы будут пощажены, при условии возвращения в свои дома жителей и принесения ими безусловной покорности». Видя бегство Шейх-Мухаммеда и потеряв надежду на помощь от Шамиля, табасараны обратились к князю Орбелиани с просьбой разрешить возвратиться в свои дома.
Генерал-лейтенант князь Орбелиани решил, что цель экспедиции достигнута, и наместником Табасарана он утвердил капитана Айди-Кади. Несмотря на это, жители Табасарана и в последующие годы продолжили борьбу против колониального гнета царизма и местных угнетателей.