История Каспийской флотилии. От «Орла» до «Дагестана»

 

 

 

История одного из старейших военно-морских объединений России – Краснознаменной Каспийской флотилии началась более трех веков назад. Все началось с первого трехмачтового фрегата «Орел», названного так в честь герба российского. Построен он был из-за необходимости расширить торговые отношения России с Персией и обеспечить защиту торговых путей по Волжскому пути. Так, в июле 1667 года второй русский царь из династии Романовых Алексей Михайлович сказал «морским судам быть…» и приказал «делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединово». 

   

Место это было выбрано неспроста, именно здесь находился девственный строительный лес, который как нельзя лучше подходил для изготовления военных судов. В последующем Дединово стало центром судостроения российского флота. Спустя буквально пять месяцев, а именно 14 ноября 1667 года, свершилось знаменательное для России историческое событие – был заложен первый военный корабль «Орел», имевший на вооружении 22 пушки и ставший первым флагманским кораблем будущей Каспийской флотилии.

Одновременно с «Орлом» на верфи были заложены яхта и несколько мелких судов, в последующем также предназначавшихся для службы на Каспийском море. После всех проверок и учений их переправили в Астрахань. Но это была лишь первая попытка создания флота, которая потерпела крах – в 1770 году во время восстания под предводительством Степана Разина корабли были захвачены и сожжены.

Спустя полвека, в 1704 году, Петр Великий решает расширить и укрепить торговые связи России на Каспийском море и начинает готовить флот к Персидскому походу.

18 июля 1722 года десант в 22 тысячи человек на 274 судах вышел из Астрахани в Каспийское море. Головным отрядом командовал сам Петр I. Высадившись на берег в районе нынешнего северного Дагестана, армия двинулась берегом на Дербент. 23 августа сухопутные войска заняли город, а отряд судов доставил туда артиллерию и провиант.

Русская  армия одержала победы, которые привели к присоединению новых территорий. В вечное владение России отошли города Дербент и Баку со всеми прилегающими к ним землями, а также провинции Гилян, Мазандаран и Астрабад. Для поддержания боевых действий и обеспечения морской охраны завоеванных земель Петр I решает создать в Астрахани порт, где будет находиться военный флот.

15 ноября 1722 (по старому стилю 4 ноября) государь издает указ: «При Астраханском порте для военной службы содержать адмиралтейство и морских адмиралтейских служителей…». С того времени 15 ноября считается днем основания Каспийской флотилии.

После смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены, Анна Иоановна в 1735 году отдала большую их часть Персии. Тем не менее, интерес России к Каспию не ослабевал, и за возвращение утраченного взялся выдающийся деятель екатерининской эпохи Григорий Потемкин. В 1781 года отряд кораблей в составе 3 фрегатов, бомбардирского корабля и 2 ботов под командованием капитана 2 ранга Войновича, по предписанию Екатерины II прибыл в Астрахань. С этого момента на Каспийском море стал содержаться отряд военных кораблей «…для покровительства нашей коммерции», причем один фрегат и бот из его состава постоянно находился в Астрабадском заливе.

Россия почти 100 лет завоевывала Каспий. В 1813 году заключили Гюлистанский мирный договор, по которому Россия получила право содержать в Каспийском море военный флот. С 1867 году главной базой флотилии становится незамерзающий порт в Баку.

В мирное время Каспийская флотилия охраняла торговые и рыбные промыслы на Каспии, а также русские торгово-промышленные интересы в Иране. За боевые заслуги она была награждена георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках. В 1920 году флотилия была награждена Почетным красным знаменем ВЦИКа за захват белой флотилии во время Энзелийской операции. Эта награда хранится и по настоящее время.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 годов непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, поэтому флотилия продолжала нести свою дозорную службу в морском секторе. В период с 24 по 26 августа 1941 года она присоединилась к частям Закавказского военного округа и провела десантную операцию в Иране, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнём наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

В течение всей войны корабли Каспийской флотилии несли стационарную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

С 1942 года Каспийская флотилия организовывала противоминную оборону и прикрывала своими кораблями грузоперевозки. Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.

За боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войны 27 августа 1945 года Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. А ввиду удаленности от посторонних глаз, на полигонах флотилии регулярно проводили испытания новых видов вооружения.

В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в  регионе. Однако после распада СССР и преобразования бывших республик в  суверенные государства, силы флотилии пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.

После распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства, флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ. Российскую Каспийскую флотилию пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую её главной базой.

В настоящее время в состав флотилии входят ракетные сторожевые корабли (корветы УРО), малые ракетные и артиллерийские корабли, ракетные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых артиллерийских войск.

В августе 2002 года в Каспийском море было проведено крупномасштабное учение флотилии с привлечением частей и подразделений Военно-воздушных сил, Министерства внутренних дел, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства транспорта России.

В сентябре 2002 года корабли флотилии посетили с дружественным визитом столицу Республики Азербайджан – Баку.

В мае 2003 года отряд кораблей в составе ракетного катера «Ступинец», базового тральщика «Магомед Гаджиев» и малого гидрографического судна «ГС-301» под флагом командующего флотилией совершил визит в порт Актау Республики Казахстан.

В июле 2005 году на базе Каспийской флотилии прошла международная конференция представителей военно-морских сил каспийских государств по созданию Каспийской военно-морской группы оперативного взаимодействия «КАSFОR».

В 2010 году Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа.

В начале 2012 года планировалось передать флотилии второй сторожевой корабль проекта 11661 «Дагестан». Однако в январе 2012 года, находясь на швартовных испытаниях в Черном море в районе Новороссийска, сторожевой корабль «Дагестан» получил серьёзные повреждения во время шторма, сроком его вступления в строй после ремонта был установлен июль 2012 года. В июле 2012 года — после ремонта и проведения испытаний на Каспии — сторожевой корабль «Дагестан» принял участие в параде в честь Дня ВМФ в Астрахани. Также этот корабль активно задействовался в манёврах «Кавказ-2012».

7 октября 2015 года флотилия приняла участие в военной операции России в Сирии. Привлечение военно-морских сил было обусловлено тем, что значительная часть боевых действий велась на территории, прилегающей к акватории Средиземного моря. ВМФ должен был бесперебойно и своевременно доставлять по морю вооружение и боеприпасы. Также на флот были возложены и боевые задачи – поддерживать огнем наземные операции и защищать российские базы с моря.

В октябре 2015 года к операции привлекли четыре корабля Каспийской флотилии: ракетный корабль «Дагестан», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг», которые базируются в Махачкале.

В ночь с 6 на 7 октября с этих кораблей был нанесен массированный удар 26 крылатыми ракетами комплекса морского базирования «Калибр-НК» по 11 объектам Исламского государства на территории Сирии.

20 ноября корабли Каспийской флотилии выпустили 18 крылатых ракет и успешно поразили все семь целей. Корабли и дальше регулярно наносили удары ракетами «Калибр-НК» по целям на сирийской территории. В основном стрельба велась из районов восточной части Средиземного моря, удалённых на 100-150 миль от берега.

В апреле 2018 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу принял решение о передислокации флотилии в Каспийск. Началось строительство береговой инфраструктуры и жилья, окончание запланировано на 2020 год. Специалисты считают, что Каспийск, как место постоянного базирования, расположен удобнее и ближе к оперативному театру военных действий в Ближневосточном регионе, чем Астрахань.

Также причиной могло стать прогнозируемое падение уровня Каспийского моря в северной его части, которое затруднит эксплуатацию там относительно крупных ракетных кораблей.

В настоящее время Каспийская флотилия — по-прежнему мощное, боеспособное объединение, являющееся не только южным форпостом России, но и гарантией неприкосновенности морских рубежей, важнейшим инструментом внешней политики государства на Каспии. В ее состав входят ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и другие.

Об этом сообщает «Рамблер». Далее: https://news.rambler.ru/troops/44542170/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink