В газете «Зори Табасарана» от 31 марта 2023 года напечатана статья-рецензия Магомеда Гасанова на книгу Н.И. Исмаилова «История Ерси и ерсинцев в прошлом и настоящем». Отрадно читать такие статьи, написанные неравнодушными табасаранами о своем крае. Таких материалов – об истории, культуре родного края – в газете должно быть много.
Нами многое забыто об истории Табасарана, а между тем в свое время ни одно событие на Ближнем Востоке не происходило без участия Табасарана и Дагестана. На табасаранской земле сложили головы бесчисленное количество иранских, арабских завоевателей, в том числе и полководцев. Русский кавказовед Л.И. Лавров пишет: «То немногое, что сейчас мы уже знаем о прошлом Табасарана, показывает, что край имеет большую историю, в течении которой он боролся с внешними и внутренними врагами, вступая в связи с далекими землями, и являлся активным участником всех событий, происходящих в Дагестане и Азербайджане». (Цит. по книге Гасанова М.Р. «Очерки истории Табасарана», Махачкала, 1994. с.7).
Было бы замечательно, если бы и другие табасаранцы написали истории своих сел. Основанную на достоверных фактах историю населенных пунктов не знают 90% населения Табасарана, а если что и знают, то только по догадкам, либо со слов старожилов, в которых факты перемешаны с преданиями и легендами. Из статьи М.Гасанова становится ясно, что Нугутдин Исмаилов выполнил большую работу. Ерси – древнейшее село. Все события Табасарана связаны с историей этого села.
Я тоже хочу поделиться двумя историческими эпизодами, имеющими непосредственное отношение к с. Ерси Во времена царской России, до начала Русско-японской войны 1905 г., в Ерси размещался полицейский участок, в котором работал М. Капринский. Однажды он на крупном коне вместе с сопровождающими ерсинцами по служебной необходимости приехал в с.Джули. Гости остановились у Азизова Азиза, моего деда (по матери), а коней отпустили пастись на луг. Когда гости завершили свои дела, сельских ребят отправили за лошадьми. Коня М. Капринского не нашли. Стали искать, обошли все село и территорию вокруг – коня нет нигде. Сообщили хозяину. Капринский сказал: «Особо не распространяйтесь о пропаже. Подумаем». Затем полицейский отправился на годекан и стал внимательно наблюдать за находящимися здесь людьми. Вскоре он подошел к одном джулинцу, отвел его в сторону и строго спросил: «Куда дел лошадь?». Сперва джулинец отнекивался, делал вид, что не в курсе. Но вскоре признался и назвал место, где он спрятал лошадь полицейского. Через несколько дней конокрад был арестован и сослан в Сибирь.
Как же полицейский вычислил вора? В те времена одежду шили из домотканого шерстяного сукна местной выделки. Когда джулинецконокрад сел на лошадь, у него на брюках остались волосы от коня серой масти – по ним М.Капринский и вычислил незадачливого вора.
О втором эпизоде я узнал из книги азербайджанского профессора Сары Ашурбейли «Государства ширваншахов», изданной в 1983 году в бакинском издательстве «ЭЛМ». В книге приведено много сведений о Табасаране. В частности, рассказывается о том, что «в 1065 году сын ширваншаха Минучихр ибн Йазид Хурмуз скончался в поместье (дийа) в Табарсаране и был похоронен там рядом со своими дядями по матери». Автор утверждает, что ширваншахи были связаны брачными узами с правителями Табарсарана и часто эта территория была подвластна ширваншахам.
Возможно, в книге упоминаются эти эпизоды, но я решил поделиться с читателями газеты той исторической информацией, которой я владею. Безусловно, работа Н. Исмаилова имеет большую ценность. Написание любой истории – дело трудоемкое, требующее большого терпения и усердия, тем более такой объемный труд, занимающий аж 876 страниц. Желаю автору творческого долголетия и здоровья