Составление родословий в Дагестане имеет глубокие традиции. Средневековые дагестанские хроники, эпиграфические памятники содержат ценные генеалогические сведения. При написании этой статьи использованы различные по происхождению источники. «Тарих Дагестан», «Дербент-наме» и другие памятники содержат важные генеалогические данные.
Поскольку политическое образование на территории Табасарана возникло еще в составе Кавказской Албании, генеалогию табасаранских правителей следует выяснить с этой эпохи. По данным Моисея Хоренского, древняя Албания делилась на 31провинцию. Одной из политических единиц Албании, следует полагать, был Табасаран. С момента возникновения единого Албанского государства с III в. до н.э. до его распада Табасараном, как и другими частями Албании, управляли цари древней Кавказской Албании. Уже с III в. н.э., еще в составе Албании, Табасаран стал управляться владетелями, которые подчинялись центральной власти государства.
В связи с событиями IV в. н.э. в Закавказье, армянские авторы Фавстос Бузанд и Егише сообщают о земле «Таваспаров», о «всем корпусе «Таваспорана». Табасаранских правителей армянские источники называют «нахарарами», что в переводе с армянского языка означает «вожди», «начальники». Термин «нахарарство» соответствует «сатрапии» селевкидской и парфянской поры, называемых и греческим термином «стратегия» или римским «префектура». В персидских же источниках табасаранские правители названы «эмирами», «шахами». Как пишет А.-К.А. Бакиханов, Ануширван разделил Албанию на семь владений. Одним из них был Табасаран во главе с эмиром Гиджраншахом. Таким образом, сасанидские завоеватели застают в Табасаране местных владетелей. Эти данные достаточно убедительно показывают, что начало государственной власти в Табасаране восходит к доперсидскому, не говоря уже к доарабскому времени.
По сообщению ал-Баладзори, Хосров I Ануширван, завоевав часть Восточного Кавказа, «пригласил… царей, назначил их, предоставив каждому из них шахство. Среди них и табасараншах».
С другой стороны, нет ничего удивительного в том, что сперва персы, затем арабы в завоеванных областях Дагестана назначили своих ставленников. Нам важен сам факт существования государственной власти в Табасаране до и в период нашествий персов, арабов и других завоевателей.
Родоначальником майсумов считается Мухаммед Масум, которого будто Абу Муслим назначил правителем Табасарана.
Табасаранское майсумство – политическое образование во главе с наследственными правителями, сидевшими в сел. Хучни. Границы этого владения никогда полностью не соответствовали территории распространения табасаранского языка, ибо понятие это было не этническим, а политическим.
В XIV–XV вв. Табасаранское майсумство представляло собой значительное политическое образование. В завещании Андуник-нуцала Булач-нуцалу (1485 г.) говорится: «В вилаяте Дагестан двести десять тысяч мужей. (Из них) семьдесят тысяч у Тафасара»; в другом варианте говорится о шестидесяти тысячном войске табасаранского майсума, уступая лишь количеству войск шамхала.
Как сообщает Масуди (932 г.), Табасараном управлял племянник (сын сестры) эмира Абд-ал-Малика из ал-Баба. Масуди пишет: «В горах Кабх, царству Ширван соседствует царь Табаристана т.е. Табарсарана, а (он) в настоящее время мусульманин, сын сестры Абд-ал-малика, который был амиром Баб-ал-абваба». Около 327 г. х. (939 г.) в Табасаране правил Хайсам амир б. Мухаммад б. Йазид. В 337 г.х. (948 г.) другой Хайсам б. Мухаммад был назначен правителем в Табасаран. В 416 г.х. (1025 г.) Хайсам, брат Йазида, сын Ахмада Ширванского, умер в «поместье Мухаммадийа» в Табасаране.
В сочинении Ахмада ибн-Асам ал- Куфи правитель Табасарана назван термином «малик».
В 457 г.х. (1065 г.) Хуруз, внук Йазида, был похоронен в поместье Ирси (Эрси, Ерси), с которым он, как полагают, был наследственно связан через мать. Термин «майсум», как и титулы остальных феодальных владетелей, не встречается ни в Тарих – Баб-ал-абвабе, ни в других источниках.
О политической структуре Табасарана второй половины XI–XII вв. Абу-Хамид ал-Андалуси-ал-Гарнати (XII в.) сообщает: «В стране Дербена Баб ал-абваб (живет) народ, называемый ат – Табарсалан. Там двадцать четыре рустака, в каждом из которых находится начальник наподобие эмира». Рустаки, о которых пишет ал-Гарнати, – это группа деревень. Слово «начальник» в данном тексте переводится как старшина или амир. Видимо, владетели рустаков были зависимы от центральной власти, от правителей-майсумов Табасарана, так как последний постоянно до второй половины ХVI в. выступает как верховный правитель всего Табасарана.
В первой половине XVI в. Табасаранское майсумство оставалось единим политическим образованием, которое являлось одним из крупных дагестанских владений. По имеющимся историческим данным, распад единого табасаранского владения – майсумства происходит во второй половине XVI в. В связи с событиями конца XVI в. источники упоминают о двух феодальных правителях Табасарана – майсуме и кадие. Есть известие о приезде в Москву табасаранского Маскута, князя-посла, который был отпущен домой в 1596 г. В связи с событиями 1593 и 1597 гг. источники упоминают о табасаранском князе кадит (по-видимому, кадий – М.Г.) Зихраров сыне. Если кадит в данном случае кадий, то уже эти сведения дают основание говорить о двух правителях Табасарана – о кадие и майсуме, следовательно, уже во второй половине XVI в. Табасаран распался на два самостоятельных политических образования. Данное мнение подкрепляется архивными материалами, относящимися к последней четверти XIX в., согласно которым распад единого феодального владения – Табасаранского майсумства – произошел приблизительно в 70-х–80-х г. XVI в. С этого времени центром Табасаранского майсумства становится сел. Джарах, владения кадия – сел. Хучни.
Большой интерес для освещения генеалогии табасаранских майсумов представляет рукопись на арабском языке, составленная в 1333 г.х. Она содержит генеалогию майсумов с первой трети XVII на начало XIX в.
«Именем Аллаха Милостивого Милосердного.
Список потомков майсумов
1037–(1627) Кади бег, сын Булхай бега.
1042–(1632) Мухаммад Ага бег, сын Кади бега.
1045–(1635) Мухаммад-хан бег, сын Алихан бег майсума
1055–(1645) Алихан бег майсум, сын Алихан бег майсума, сын Казихан бега майсума.
1058–(1648) Хасан бег, сын Мухаммад Ага бега.
1060–(1650) Яра Жихан бика, дочь Газихан бег майсума.
1070–(1660) Хадижат Султан бика, дочь Халифат бега.
1071–(1661) Бурж Али бег, сын Газихан бег майсума.
1071–(1661) Газихан бег майсум, сын Алихан бег майсума.
1074–(1664) Халифат бег майсум, сын Газихан бег майсума.
1079–(1668) Газихан бег, сын Халифат бег майсума.
1080–(1669) Шах – Султан бика, дочь Сурахан бег майсума.
1080–(1669) Мухаммад бег, сын Мухаммад Хусейн бега.
1083–(1672) Барак бег, сын Рустам бег майсума.
1088–(1677) Рустам бег майсум, сын Газихан бега майсума.
1088–(1677) Аслан бег, сын Халил бега.
1099–(1687) Газихан бег майсум, сын Халиф бега майсума.
1099–(1687) Кадир бег, сын Мухаммад Хусейн бега.
1099–(1687) Мухаммад Хусейн бег, сын Мухаммад Ага бега.
1101–(1689) Бадир Султан бике, дочь Мухаммад Хусейн бега, жены Сурухан бега майсума.
1107–(1695) Шах Султан бика, дочь Алибега Дербентского, жена Сурахан бег майсума.
1107–(1695) Муса бег, сын Мухаммад Хусейн бега.
1112–(1700) Джихан бика, жена Сурухан бег майсума.
1113–(1701) Углан – Керки бика, дочь Карахан бега.
1114–(1702) Мухаммад хан бег, сын Аслан бега.
1118–(1706) Рустам бег, сын Газихан бег майсума.
1125–(1713) Сурухан бег майсум, сын Газихан бег майсума.
1126–(1714) Муртазали хан бег, сын Мухаммад бег майсума.
1141–(1728) Салихат Султан бика, дочь Халил бега.
1143–(1730) Мирза бег, сын Шамхал бега.
1150–(1737) Саяд бика, дочь Мухаммад бег майсума.
1151–(1738) Шахрибан бика, дочь Шихали хан бега.
1153–(1740) Джихан бика, дочь Мухаммад бег майсума
1153–(1741) Бадир Султан бика, дочь Муртазали хан бега.
1155–(1742) Мухаммад бег майсум, сын Сурухан бег майсума.
1156–(1743) Бикенди бика, дочь Халисар бега.
1158–(1745) Мухаммад бег, сын Муртазали хан бега.
1158–(1445) Салихат Султан бика, дочь Муртазали хан бега.
1163–(1749) Къарах бек, сын Бабабека.
1171–(1757) Тузлу ханум бика, дочь Карахан бега.
1183–(1769) Мирзахан бега сын Науруз бег, сын Муртазали бега.
1185–(1771) Саил бега сын Мурза бег.
1188–(1774) Ака Мирза бега сын Саил бек.
1190–(1776) Хан Мухаммад бега сын Саил бег.
1196–(1781) Науруз бег майсум, сын Муртазали бег майсума.
1196–(1781) Агаси бег, сын Науруз бег майсума.
1201–(1786) Кавхар Султан бика, дочь Мирза бега.
1219–(1804) Ханум бика, дочь Мухаммад Зухраб майсума.
1221–(1806) Мухаммад бег, сын Зухраб майсума Шихали бека.
1226–(1811) Перижигьан ханум бика, дочь Шихали бека.
1226–(1811) Шихали бег, сын Шамхал бега майсума.»
Касаясь рукописи о генеалогии табасаранских майсумов, следует отметить, что в Табасаране найдены арабские надписи IX–XI вв., вырезанные на камне. Кроме того, обнаружены арабские документы середины XIV в., имеющие местное происхождение.
Генеалогические предания как исторический источник, который зависит от человеческой памяти, нуждаются в объективном подтверждении. Источник «как реальное явление общественной жизни, непосредственно и опосредованно отражающее историческое прошлое» требует тщательного и всестороннего изучения, прежде чем он ляжет в основу исторического исследования.
Поэтому мы провели определенные разыскания в изданных трудах, в которых содержатся сведения о майсумах. Согласно имеющимся данным, список майсумов выглядит в следующей последовательности.
1596 – Максум.
1587–1629 – Ак-масум хан.
1630–1631 – Хусен-хан майсум.
1630–31 – Мавсум Герейхан.
1647–1649 – Шах Михаил.
Конец XVII – нач. XVIII вв. – Мухаммед-майсум.
Конец XVII – нач.XVIII вв. – Масум Алибек.
1722 – Майсум Рустам.
1728 – Майсум Магомед.
1162/1749/ – Муртазали, сын Магомед майсума
Конец 70-х гг. XVIII в. – Майсум Шейхалибек.
1188 (1774 г.) – Али Кули масум.
80-е годы XVIII в. – Майсум Магомед-Гусен бек.
1796 – Майсум Мустафа бег.
1796 – Али Гули майсум.
1801–1802 – Сохраб бег масум.
1806 – Майсум Мустафа бег.
1811 – Магомед-майсум.
1819–1825 – Кирхляр Кули Майсум бек.
1830 – Ибрагим бег майсум Табасаранский.
1851 – Султан Ахмед бек – правитель южного Табасарана.
Ввиду отсутствия в научных трудах и источниках необходимых данных о майсумах и запутанности различных ветвей майсумского рода, многие вопросы, связанные с наследственностью власти их предков, остаются нераскрытыми. В XVIII в. потомки майсумов делились на различные ветви. Своих наследников майсумы назначали правителями удельных владений, которые со временем самостоятельно правили своими бекствами и вели свою индивидуальную родословную.
Дальнейшие разыскания в государственных и частных архивах, на кладбищах правителей и стенах зданий, содержащих плиты с надписями, позволят внести ряд дополнений и поправок в хронологию и генеалогию табасаранских правителей – майсумов.