Возрождаем ковроткачество красиво

Интернет-портал «Кав-каз сегодня» опубликовал на YouTube потрясающий документальный фильм «Народы России: Легенды Табасарана». Главная сюжетная линия построена вокруг «генетического кода народа» – ковроткачества. Нитки, узелки, узоры. Табасаранский ковер – это не просто красивый предмет интерьера, а жизнь целого народа, сотканная за сотни лет. Здесь есть легенды и факты, есть поражения и победы, есть гордость за прошлое и надежда на прекрасное будущее. Фильм – о многовековой истории нашего народа, о красивых эпических легендах и людях, которых тоже можно назвать легендами и героями своего времени.

Ариф Сулейманов, оставивший преподавание в вузе ради возрождения ковроткачества, сегодня занимается покраской ниток натуральными красителями, изготовлением и дистрибуцией табасаранских ковров. Несмотря на трудности и преграды, он углубился в процесс, черпал информацию от аксакалов и из редчайшей литературы, проверял растения на способность окрашивания нитей и таки наладил процесс. «Я люблю ковры. Ковер – это национальное достояние не только табасаранцев, но и дагестанцев. «Дагестанский ковер» – это звучит гордо», – считает наш земляк. Он восстанавливает старинные узоры и вместе с дизайнерами придумывает новые рисунки, которые затем искусные мастерицы претворяют в жизнь.

Так почему же ковроткачество в Дагестане и в Табасаране пришло в упадок? «Импортные ковры дешевле», – полагает сотрудник Музея ковра и декоративно-прикладного искусства в Дербенте. Но Ариф Сулейманов уверен: пока есть люди, которые знают и хотят ткать ковры, пока есть такие женщины, как Кисханум хала из селения Кюряг, которые мастерски владеют этим красивейшим ремеслом – с табасаранскими коврами все будет хорошо. Также считают и ковровщицы в цехах, которые медленно, но верно возрождаются. В том числе благодаря развитию туризма в регионе и районе.

Маида Асланова из селения Хучни, несмотря на недоумение соседей, позабывших дело предков, после работы ткет ковер. «Ковер требует усидчивости, терпения, расчетов, компромиссов – всех качеств, необходимых женщине. Ковер – это сотканная песня, сотканная чья-то душа. Я не могу не ткать. Я хочу, чтобы мои внуки, указывая на мои ковры, говорили: «это моя бабушка соткала», – с улыбкой говорит Маида Асланова на фоне ткацкого станка.

Академик, историк с весомыми регалиями Магомед Гасанов на камеру делится ценнейшей информацией об истории возникновения и расселения табасаранцев.
Подробно рассказывается и об отношениях табасаранцев с религией, традициями и обрядами, старинными ремеслами, некоторые из которых живы и поныне. Ислам и Табасаран тесно сплетены уже много веков. В подтверждение – слова имамов и кадры из пещеры Дюрк, в которой, согласно преданиям, устанавливается духовная связь с Создателем.
Кинокартина пестрит живописными пейзажами родных гор, лесных массивов и каменных домов на покатистых узких сельских улочках; этническими мотивами, от которых щемит сердце; десятками разнообразных ковров – старинных и современных; кадрами из табасаранского драмтеатра – храма чистого, уникального табасаранского языка и артистизма.
Табасаранцы, прославленные своим мужеством и отвагой, вносят весомый вклад и в современную историю страны. Об их участии в военной спецоперации на Украине нам также сообщат в фильме.

Народ существует, пока живы его традиции. У табасаранцев они, на мой взгляд, самые красивые, мудрые и полезные. А значит, существовать нам еще много-много веков. Сохраним наши традиции, язык, ремесла, блюда. И ткацкие станки.