К 100-летию провозглашения автономии советского Дагестана
2020 год – год 100-летия провозглашения Дагестана советской автономной республикой. Значение этого события велико в многовековой истории края.
13 ноября 1920 г. в г. Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) на Чрезвычайном съезде народов Дагестана с декларацией об автономии Дагестана от имени Советского правительства выступил нарком по делам национальностей И.В.Сталин. Съезд единодушно одобрил провозглашение автономии Дагестана. Провозглашение автономии Дагестана следовало оформить юридически. 20 января 1921 г. ЦИК РСФСР издал декрет об образовании автономной Дагестанской советской социалистической республики.
Утверждению автономии в Дагестане предшествовала ожесточенная борьба горцев против многочисленных интервентов и внутренних контрреволюционеров.
В статье изложены некоторые эпизоды борьбы дагестанских горцев против деникинцев, установлении советской власти в Дербенте и роли в этом Аллахверди Акимова, о котором шла слава, как о борце за счастье трудового народа.
Аллахверди Акимов родился в 1887 г. в табасаранском ауле Чере. В прошлом он был «абреком», отбирал у беков скот и раздавал бедным землякам. Его очень уважала беднота и боялись богачи. Задолго до 1919 г. А.Акимов был знаком с известным революционером Т.Юзбековым. А.Акимов убил царского чиновника, за что был арестован. После освобождения из тюрьмы он совместно с Т.Юзбековым продолжил борьбу против местных богачей, представителей царской администрации и интервентов.
С вторжением в Дагестан в 1919 г. деникинской армии, борьба дагестанских горцев против иностранных интервентов вступила в высшую фазу. Вступив на территорию Дагестана, деникинские банды грабили трудовой народ, а также преследовали и уничтожали революционно настроенных горцев и большевиков.
В этот период в Дагестан из Закавказья прибыла группа турецких офицеров во главе с Казим-беем, который Советом обороны был назначен командующим дагестанскими войсками, восставшими против Деникина. Но Казим-бей не оправдал доверия. Позиция турецких офицеров и лично Казим-бея насторожило горцев. Вскоре главнокомандующим Северного Кавказа был назначен Нури-Паша с подчинением ему Казим-бея. Казим-бей и Нури-паша оказались авантюристами и предателями. Дагестанские горцы начали разочаровываться в них. «Дагестанцы видели и понимали-пишет А.З.Дьяков, – что турецкие офицеры во главе с Нури-пашой и Казим-беем ведут себя в Дагестане как в завоеванной стране, расправляясь с революционно- настроенными горцами при помощи виселиц и избиения до полусмерти по особому турецкому методу – палкой по пяткам».
Осенью 1919 г штаб Дербентского фронта укрепился большевиками, переправленными Бакинским и Тифлисским комитетами партии. Дербентский штаб находился в селении Кемах. Деникинские войска окружили сел.Кемах и обстреливали из артиллерии. Все мужчины села во главе с Абдулой Кемахским и прибывшим отрядом во главе с Алибегом Гасановым из Табасарана заняли окопы с пулеметной командой Топалова и отражали натиск врага. Ввиду усилившегося наступления деникинских войск партизанские отряды отходили на юго-запад в район селения Кулар. Деникинские войска двинулись в Дербент и заняли его. Турецкое командование не предпринимало никаких попыток к освобождению Дербента. Оно стало помехой в борьбе с деникинцами.
Фактически было два штаба. Партизанскими отрядами командовал Тарикули Юзбеков, который привел свою конную сотню. Сотня Тарикули Юзбекова была включена в партизанский полк. Теперь никакой саботаж Нури-Паши не мог подорвать развивающийся подъем боевого духа на фронте. Более того, в ночь на 21 марта 1920 г. Нури-Паша бежал через горы в Азербайджан. В ту же ночь были арестованы все турецкие офицеры во главе с Фуат-беем на Дербентском фронте. Встал вопрос, кого назначить командующим Дербентским фронтом вместо Фуат-бея. Единодушно было решено выдвинуть местного авторитетного горца. Были названы две кандидатуры – Тарикули Юзбекова и Аллахверди Акимова. А.Акимову горцы давали положительную характеристику. При обсуждении его кандидатуры собравшиеся исходили из того, что, когда Нури-паша пытался привлечь А.Акимова к себе в охрану штаба, обещая ему в дар свой орден «Турецкую звезду», он категорически отверг это предложение и сказал Нури-Паше, что он – большевик. У А.Акимова была своя боевая дружина, насчитывавшая до 120 лучших джигитов. Кандидатуру А.Акимова поддержали в качестве командующего Дербентским фронтом А.З.Дьяков, Г.Тымчук, Т.Юзбеков, которые долго уговаривали его. В ответ Акимов говорил: «Я дагестанец, люблю свой народ, ненавижу богатых, туркам не верю, а с большевиками вместе согласен бить Деникина до конца освобождения Дагестана. Мне стыдно, что я неграмотный. Могу ли я быть большим командиром?».
После долгой разъяснительной беседы А.Акимов согласился возглавить борьбу горцев против полчищ Денекина. Узнав, что А.Акимов дал согласие возглавить их борьбу, сотни дагестанцев собрались и немедленно двинулись освободить Дербент. На заседании парткома было решено создать Военно-революционный штаб, а главнокомандующим Дербентским фронтом был утвержден А.Акимов и издан приказ главнокомандующего за №1 на русском и тюрском языках. В приказе сообщалось, что турецкие офицеры во главе с Нури-Пашой и Казим-беем оказались авантюристами и предателями дагестанского народа, что на Дербентском фронте турецкие офицеры во главе с Фуат-беем арестованы и вместо них назначены верные сыны дагестанского народа. Далее в приказе А.Акимов обращается к народам Дагестана с призывом встать, как один, на окончательный разгром деникинцев и освобождение города Дербента. После изгнания турецко-мусаватистских ставленников штаб Дербентского фронта стал называться Революционным штабом, который обеспечивал военно-революционную власть не только на фронте, но и в тыловых районах Южного Дагестана через созданные там Советы крестьянских депутатов.
Приказ №1 был размножен и в тот же день зачитали его во всех аулах. Было решено ускорить подготовку к наступлению и обрушить все силы на деникинцев. Для подготовки был дан срок – два дня. На 24 марта 1920 г. было запланировано наступление. В ответ на приказ поднялись жители всех аулов Южного Дагестана. Горцы были настроены патриотически и заражены национальной гордостью. Двое суток из табасаранских, лезгинских, азербайджанских, даргинских аулов тянулись арбы и лошади, навьюченные хурджинами с вареной бараниной и свежеиспеченными чуреками. Двое суток спускались с гор верные сыны Дагестана с оружием и без оружия. В помощь фронту А.Акимов передал 500 овец, 25 голов крупного рогатого скота.
В те дни, как никогда, установилось взаимопонимание и исключительно теплая дружба между людьми разных национальностей, крепкая спайка и безукоризненное доверие друг к другу. Цель была одна – разбить общего врага, освободить Дербент и весь Дагестан от деникинских интервентов.
На Дербентском фронте, руководимом А.Акимовым находилось свыше шести тысячи бойцов, среди которых около тысячи были вооружены только холодным оружием – кинжалами и саблями. У деникинцев было около четырёх тысяч солдат и казаков, четыре пушки, свыше десятка пулеметов, бронепоезд, на якоре пароход с дальнобойными орудиями.
Штурм Дербента начался 25 марта в пять часов утра. Бои происходили в разных частях города. Но самый жестокий бой разыгрался в районе железнодорожной станции. Команда бронепоезда сдалась, выкинув белый флаг. Деникинцы в панике бросились на север, намереваясь прорваться в Порт-Петровск. Но и там они напоролись на засаду «запасного полка», вооруженного кинжалами. Это «кинжальное нашествие», как в шутку называли их, по команде А.Акимова с криками бросилось врагу наперерез. Деникинцы повернули обратно в город, к пристани. Белый гарнизон оказался окруженным. Белогвордейцы поняли, что город заняли красные.
К вечеру 25 марта Дербент был освобожден от деникинцев. Все повстанческие силы были распущены по домам, за исключением конной сотни А.Акимова. В городе был образован Совет обороны Южного Дагестана. У белых было захвачено 1500 винтовок, до 300 тыс. патронов, 20 пулеметов и бронепоезд. За доблесть и геройство 1-й Дербентский Советский полк был награжден почетным революционным знаменем.
Как организатор и руководитель борьбы горцев против белогвардейцев А.Акимов был приглашен на совещание в Москву и представлен к награждению. В последующие годы А.Акимов принимал активное участие в решении социальных и хозяйственных задач Дербента и его населения. В Дербенте удалось установить нормальный порядок и спасти горожан от незаконных действий со стороны неорганизованной массы.
Имя Аллахверди Акимова по праву стоит в одном ряду с именами известных борцов за народное счастье. Учитывая его заслуги в разгроме деникинских банд в Дербенте, а также в восстановлении разрушенного хозяйства города в годы гражданской войны, в целях патриотического воспитания молодого поколения на героических традициях и подвигах старшего поколения, считаем необходимым увековечить его память, установив памятник А. Акимову в г. Дербенте.