Каменный уголь

 

 

Каменным углем жители верхнего Табасарана пользовались с давних пор. Его использовали в основном кузнецы.

Кузнец из селения Гуми Джамал, кузнецы из селения Джули Гасан и Муслим, кузнец из селения Кюряг Мурадали и кузнец из селения Халаг Ашурбег в угодьях села Гуми «Урсит» и «Гяварик» (Грабовая роща) добывали каменный уголь для использования в кузницах. На участке «Гяварик» добыча угля была затруднительна, поэтому ее добывали на участке «Кяркварикк». Возможно, кузнецы для своих нужд добывали каменный уголь на участках и несколько тысяч лет назад, но об этом достоверных сведений нет.

По рассказам гуминцев-старожилов, узнав о наличии каменного угля на территории села Гуми, в 18 веке из Англии приехал инженер-геолог. Его внимание привлекло то, что водостой в местности «Ахлих» был покрыт тонкой пленкой нефти. И он сделал вывод, что, возможно, в недрах этой местности находится нефть.

Сельчане начали думать, если здесь найдут нефть, то на сельских лугах установят буровые, что, конечно, помешает им нормально вести хозяйство. И сельчане решили закрыть этот водостой. Для этой цели они использовали всю шерсть осенней стрижки своих овец. Однако, когда в одном месте закрывали водостой шерстью, в другом месте появлялся водостой с таким же слоем нефти.

Наличие каменного угля английского инженера не так особо интересовало, потому, что уголь залегал тонким слоем.

В 1940 году в Гуми приехал геолог Магомедов Казим Курбанович. При помощи кузнецов он побывал в местах, где те добывали каменный уголь и, убедившись в его наличии на территории села Гуми (в течение одного месяца он обошел все места), уехал обратно. Обещал через год приехать для обследования с большим количеством геологов. Но помешала Великая Отечественная война, начавшаяся в 1941 году.

После окончания войны Казим Курбанович приехал еще с одним геологом и продолжил начатую до войны исследовательскую работу. На этот раз они охватили более обширное пространство. Убедившись, что здесь есть залежи каменного угля, он сообщил в соответствующие инстанции, и в 1948 году в Гуми приехала геологоразведочная экспедиция от Закавказского геологоразведочного управления. Колхоз имени «Красное Знамя» создал нормальные условия для специалистов и рабочих. Им были предоставлены жилые помещения, выделены лошади для поездки на работу в горы. Ни один сельчанин не оставался в стороне.

В 1948 году в верхнем Табасаране произошло событие, какого здесь никогда не было. В один прекрасный день по селу поползли слухи, что в Гуми едет машина-полуторка. Все жители села вышли встречать ее. Правда, это интересно было для тех людей, которые никогда не видели машину. Вдруг сообщили, что машина на подъеме в местности «Гаврурикк» буксует, так как дорога была непроходимая после дождей. Молодежь села вышла навстречу с веревками и хотела вытащить машину на буксире. Так и сделали. Кто за веревку тянул, кто толкал сзади, и машина поднялась до села и постояла около магазина, окруженная всеми сельчанами. В это время, подойдя к приезжим гостями, как полагается, поздоровавшись, аксакал села Гаджиибрагим Гамидов спросил у них:

– Где тот герой, который в первый раз в наше село пригнал машину?

Указывая на Давида Давидовича, прораб экспедиции Г. Шенгелия сказал:

– Вот тот герой, о ком вы спрашиваете.

 

«Пригнавшему впервые в наше село машину и обрадовавшему наших сельчан я подарю одного барана», – сказав так, аксакал Гаджиибрагим подошел к Давиду Давидовичу и похлопал его по плечу:

– Маншалла, игит (Спасибо, герой).

Немного скромничая, Давид Давидович сказал:

– Спасибо, – и протянул руку аксакалу.

На следующий день аксакал Гаджиибрагим послал двух ребят туда, где пасутся овцы, чтобы принести барана и подарить Давиду.

Управление колхоза имени «Красное Знамя» решило выделить для экспедиции участок под строительство административного здания, столовой и мастерской в местности «Ягрурик». Через некоторое время экспедиция привезла дизель и установила в местности «Латарик». Работников экспедиции в народе начали называть шахтерами. С появлением дизеля мастерские и буровые начали работать на электроэнергии, выработанной этим дизелем. Электромонтер М.Иванов начал проводить электрические провода в дома гуминцев. Электропровод и необходимое оборудование хозяева покупали сами, а остальные работы выполняли электрики. Вечером наше село стало выглядеть, как освещенный город, и все соседние села начали нам завидовать, потому что тогда в других селах не то что не было ламп Ильича, даже не думали об этом еще в течение двух лет.

Интернациональный коллектив экспедиции увеличился и достиг 200 человек. Коллектив был многонациональным. А. Чхеидзе, начальник экспедиции, и К. Бахтадзе, заместитель начальника – грузины; Б. Энвер (главный бухгалтер) – азербайджанец, Р. Лазарева (начальник отдела кадров) – русская, И. Ильясов (парторг) – лезгин, А. Гаджиев (начальник отдела снабжения) – лакец. В экспедиции, как и в конторе, работало много табасаранцев. Сельчане к работникам экспедиции относились очень уважительно, в результате чего у них завязалась крепкая дружба. По этому поводу можно привести такой пример. В городе Дербенте, на улице Таги-Заде, жил кунак (гость) гуминцев Илдатов Мятишлах, который собирался сыграть свадьбу своего сына Алика, на которую были приглашены 8 семей из Гуми. Тогда транспортное сообщение с Дербентом было не очень стабильным. Озадаченные приглашенные решили обратиться за помощью к начальнику экспедиции А. Чхеидзе. Тот, пожелав помочь гуминцам, сразу пригласил к себе диспетчера Автума и сказал:

– Завтра наши сельчане в количестве 8 семей должны ехать в город Дербент на свадьбу, поэтому выдели в их распоряжение одну машину, чтобы они ни о чем не думая, поехали на свадьбу и также вернулись обратно.

 

Из книги «Родное село – Гуми», Дербент, 2018

 

Продолжение
в следующем номере

 

https://zoritabasarana.ru/rubriki/gazeta/item/6345-kamennyj-ugol