Каждый народ должен знать свою историю. Понятие «воспитание историей» прочно вошло в нашу жизнь. На настоящем этапе поворот к изучению исторического прошлого вызвал огромный интерес к наследию всех народов. Всегда важно выяснить отношение современного общества к своему прошлому, к историческому наследию, доставшемуся ему от предыдущих эпох. История – это коллективная память народа; потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной.
Предать забвению – стало быть, не помнить, то есть не иметь исторической памяти, а память – это двигатель истории. Без глубочайшего почтения перед минувшими веками и отошедшими поколениями, их деяниями, жизнь, действительно, была бы пуста, мертва, бессмысленна.
Отрадно, что в наше время все больше становится людей, проявляющих интерес к истории Табасарана. Вместе с тем следует учесть, что вопросы, касающиеся истории, как и любой другой науки, требуют правдивого, объективного освещения. Следует также отметить, что в сравнительном плане разработка истории Табасарана гораздо сложнее освещения истории остальных регионов Дагестана. Благодаря географическому положению, близости к приморской дороге (древнему проходу), а также Дербенту, территория расселения табасаранского населения, известного под различными этнонимами, в древности подвергалась влияниям многих этносов и стран, а также беспрерывным нашествиям многочисленных завоевателей.
Нередко этническая территория расселения табасаран сокращалась из-за разрушительных завоеваний, эпидемий, тяжелых условий труда и быта, в которых они жили.
Главную роль в сокращении расселения табасаран играли процессы ассимиляции, т. е. постепенного поглощения крупными народами путем мирного или насильственного усвоения чужого языка и культуры.
Хотя территория расселения табасаран оставалась в раннюю эпоху вне сферы письменных источников, у нас нет серьезных оснований думать, что прототаваспары не занимали территорию нынешнего Дербентского района.
Написание любого труда – статьи, тем более монографии по истории Табасарана – это огромная ответственность перед исторической наукой, перед народом, о котором пишешь и, конечно, перед самим собой. Свои труды по истории Табасарана я начал писать ещё в студенческие годы. Они написаны на основе разнообразных письменных источников, архивных материалов, историко-этнографических, лингвистических, фольклорных и других сведений, собранных по крупицам.
Не в ущерб традиционной дагестанско-горской скромности позволю себе сказать, что мной отдано много времени и сил для того, чтобы довести до широкого круга читателей самые разнообразные и наиболее существенные темы истории Табасарана. Мои труды дали всходы в виде острых вопросов и проблем истории и культуры нашего народа, которыми обуреваема сегодня наиболее мыслящая часть табасаранской общественности.
В дагестанской исторической науке впервые труды отдельно по народам посвящены истории табасаранского народа, в период, когда издание работ по народностям некоторые чиновники считали национализмом. Первая монография «Из истории Табасарана XVIII – XIX в.» мной издана в 1978 году, и она была высоко оценена видными учеными Дагестана и страны. Когда эту книгу я преподнес известному ученому Х.И. Амирханову, он сказал: «Вы большое дело сделали для вашего народа», а Р. Гамзатов добавил, что нашему (табасаранскому) народу нужны историки, а не технари.
История Табасарана наиболее полно освещена в моей книге «Очерки истории Табасарана», изданной в 1994 г. Вот что писал в своей рецензии на эту книгу известный профессор Р.М. Магомедов: «Воссоздать историю Дагестана невозможно, не изучая истории всех народностей. Отсюда и необходимость освещения истории каждого отдельного народа нашего края. В этом отношении обстоятельной книгой по истории табасаранского народа является монография профессора М.Р. Гасанова «Очерки истории Табасарана» 1994 г. Она базируется на значительном, разнохарактерном и достоверном историко-архивном, этнографическом, фольклорном, лингвистическом, эпиграфическом материалах. Плодотворны методологические принципы и критерии. Эта книга ценна именно тем, что она подпитывает и подпирает память не только историков, но и вообще граждан. Эта первая книга, в которой наиболее полно освещена история отдельного дагестанского народа».
Этим и многими другими трудами мной были опровергнуты антинаучные суждения И. Березина, М. Ихилова и других лиц, отрицавших историю табасаранского народа.
На нынешнем этапе многие наши земляки создали труды своих сел. Особо надо отметить работы «История Ерси и ерсинцев в прошлом и настоящем» (Н.И. Исмаилов), «Хучни и хучнинцы» (Э.Ш. Мусаев, Т.Р. Маграмов, М.Р. Гасанов) и др. Некоторые авторы при написании истории своих сел, списывая материал из моих трудов, даже не указывают автора и название труда, считая себя первооткрывателями.
Некоторые читатели газеты, которые не знакомы с книгами, статьями, посвященными истории Табасарана, призывают к изучению истории народа, как бы на словах проявляя заботу об ее освещении. Должен сказать, что на настоящем этапе история Табасарана более освещена по сравнению с языком, фольклором, этнографией, литературой.
В связи с этим хотелось бы отметить также, что некоторые авторы безответственно относятся к написанию истории своего аула, статей на различные исторические темы. Здесь дело ещё и в том, что в настоящее время в роли «историков» выступают люди, далекие от исторической науки, не владеющие не только историческим материалом, но и методологией. Появление подобных книг и исторических статей обусловлено не только отсутствием цензурных ограничений, но и рядом иных причин. Как правило, в большинстве своем эти люди некомпетентны в вопросах истории Табасарана. И следует многократно напоминать, что история – это не ремесло неучей, а наука. Французские ученые Пьер Бей (1647-1706) и Фюстель де Куланж (1830-1889) считали историю «самой трудной из всех наук», и трудность эта, считали они, заключается в кажущейся ее простоте и доступности. Наука, в том числе и история «создается и развивается лишь теми, кто целиком и полностью посвящает себя познанию и поискам истины» (А. Эйнштейн). Поэтому каждому, кто берется за историческое сочинение, надо иметь ввиду, что он имеет дело с серьезной проблемой, необходимо быть предельно объективным, внимательным к предмету своего исследования, обладать соответствующим понятийным аппаратом, терминологией и методикой исследования. Без всего этого багажа знаний никакие работы не могут претендовать на историзм. История была, есть и будет точной наукой, наукой жизненной правды.
Тем лицам, которые на самом деле хотят знать прошлое нашего народа, советую обратить внимание на следующее: быть в курсе тех работ, которые опубликованы по истории народа, знать историю своего тухума; выявить имена известных в прошлом личностей – поэтов, алимов, борцов за счастье народа, чтобы публикуемые книги, статьи помогали людям стать лучше, пробуждали интерес и любовь к прошлому нашего древнего и родного Табасарана, чтобы подрастающие поколения знали, любили и гордились историей своих предков.
Магомед Гасанов,
почетный гражданин
Табасаранского района