К древнейшим обычаям, порожденным родовым строем у табасаранцев, относится институт гостеприимства – «хялижви». Любой гость в Табасаране пользовался особым уважением и вниманием и считался гостем не только отдельно взятого хозяина, но и всей семейно-родственной группы «…».
Соседи, родственные семьи заботились о том, чтобы хозяин не уронил своего достоинства перед гостем. Гостеприимство табасаранцев распространялось не только на знакомых хозяина и членов его семьи, но и на совершенно незнакомых, нуждающихся в ночлеге и защите.
Далеко за пределами Табасарана были известны имена людей, отличавшихся особым гостеприимством. Это – Абдуриза, Кумалат, Эрзи из сел. Рушуль; Несур, Ахмедхан из сел. Цухдыг; Алибег из сел. Хурик; Магомед, Къарагъаджи, Расул из сел. Аркит и др. Нарушение закона гостеприимства считалось большим позором не только для самого виновника, но и для всей родственной группы.
В Табасаране, так же, как и у других народов Дагестана, не все кунаки считались одинаково равноценными. Условно гости делились на две категории: 1) кунак, перешедший к семье по наследству, и 2) гость очередной, которого приводили представители власти. Точно так же, как и у кумыков, «если у приезжего было несколько кунаков, то один считался главным: приличие требовало, чтобы гость нанес первый визит именно ему. Это соблюдалось и после смерти хозяина – главы семьи. Чтобы не обременить семью своего первостепенного кунака, приезжий мог после визита к нему перейти к другому кунаку, оставляя, однако, в первом доме свою бурку, башлык, кнут, седло и, если была возможность, лошадь». По рекомендации такого гостя в дом кунака могли приехать и другие гости. К таким гостям в Табасаране относились с еще большим уважением. Хозяин в данном случае заботился не только о том, чтобы гостя хорошо принять, но и о том, чтобы приславший его (кунак хозяина) не уронил своего достоинства перед этим гостем.
Но и очередному гостю оказывались знаки внимания. Прибывшему в село незнакомому редко приходилось ждать появления представителя власти. В Табасаране «новый человек становился гостем того, кто первым заметил его в селении». И в данном случае хозяин дома обязан был предоставить путнику, если даже он был и кровник, ночлег, пищу, обеспечить безопасность его и его имущества. О гостеприимстве табасаранцев говорят и такие поговорки: «Айран детям, масло гостям», «Нарядная комната для гостей, а семейная для детей». В «Адатах по воровствам» (Северный Табасаран) читаем: «Если в чьем-нибудь доме остановился кунак, у которого в ту ночь похитят из конюшни лошадь или скотину и вместе с тем возьмут что-нибудь у хозяина дома, то они оба ищут вора. Если кунак имеет при этом подозрение на домохозяина, то требует от него очистительной присяги. Если же воровство случилось без ущерба домохозяину, то этот последний безоговорочно удовлетворяет своего кунака стоимостью пропажи и сам ищет вора».
Как и на всем Кавказе, в Табасаране за безопасность гостя отвечал не только хозяин, но и весь его тухум. Если в этом была необходимость, каждый из них мстил за убийство гостя.
Важнейшей обязанностью хозяина по отношению к гостю считалось, как было сказано выше, обеспечение его ночлегом. «…»
В Табасаране не было специальных гостевых комнат. Только очень состоятельные семьи имели для приема гостей отдельную комнату «хяларин хал» (гостевая комната). Чаще всего это была одна из комнат дома, где жила семья, или же комната молодоженов. Такие комнаты убирались более нарядно. В них хранили самое красивое оружие, богатую и нарядную постель, какой-нибудь музыкальный инструмент. Пол в таких комнатах покрывали коврами. Но в дореволюционном табасаранском селе не все крестьяне могли иметь такую свободную комнату. Поэтому очень часто принимали гостя в единственной комнате «хизандин хал».
В тех случаях, когда гостя не могли оставить на ночь из-за того, что не было условий, его после угощения отводили в дом родственника или соседа.
Не у всех были также и специальные коновязи для гостей. Информаторы говорили, что они имелись только у тех, к кому на коне мог приехать гость. В летнее время коновязь находилась за воротами, а зимой на первом этаже в хлеве.
Прием гостей у табасаранцев обставлялся всякого рода знаками внимания. После прибытия гостя хозяин дома и вся его семья заботились только о нем. Даже в самом бедном доме всегда делались запасы на случай приезда гостя, при этом откладывали самое лучшее. По надобности хозяин мог обратиться за помощью и к соседям, родственникам. Обычай поддержки соседями, родственниками семьи, принимающей гостя, был засвидетельствован и у других народов.
У табасаранцев было принято здороваться с гостем за руку лишь после того, как он (гость) войдет в комнату и займет положенное место.
Если гость был старше хозяина по возрасту, то хозяин помогал ему раздеться. Если в доме были старшие дети, то заботу о коне они брали на себя. Хозяин дома никогда не спрашивал гостя о цели его приезда, но справлялся о его здоровье и о состоянии семьи.
Одной из наиболее почетных форм проявления уважения к гостю было посещение дома хозяина его родственниками и соседями. Хозяин должен был заботиться о развлечении гостя. С этой целью приглашали певцов, рассказчиков, интересных людей. Родственники, соседи, односельчане считали своей обязанностью оказать почести гостившему у их родственника, односельчанина гостю. Чем почетнее оказывался гость, тем больше старались проявить к нему уважения, внимания. Собравшиеся в доме родственники, соседи оказывали внимание гостю стоя.
Был обычай, если приезжал кунак, доставшийся по наследству, когда он въезжал в ворота, под его ноги бросать какой-нибудь железный предмет. Такого гостя приветствовала вся семья, а том числе и хозяйка. Если гость был незнакомец, его принимали только мужчины, женщины обычно готовили угощение. Если гость был намного моложе хозяина, то хозяин приглашал к себе своих молодых родственников и соседей. В данном случае ни сам хозяин, ни гость на почетное место «укIр-ирикк» (у стены с правой стороны очага) не садились. С молодым гостем хозяин сидел до тех пор, пока принесут угощение, затем он уходил.
Если гость был старше хозяина, то гостя сажали на самое почетное место. Сам хозяин садился рядом с ним, а не напротив. Если же гость ровесник хозяина, то они садились друг против друга. Если же гость был намного старше хозяина, то старший тухума должен был обязательно приветствовать гостя и присутствовать во время угощения. В данном случае старший тухума садился напротив или рядом с гостем, а хозяин рядом со своим родственником. Таким образом, дифференциация гостей по возрастному признаку в Табасаране носила четко выраженный характер.
Если гость приехал даже на короткое время, хозяин дома не имел права отпускать его без угощения. Для гостя обычно готовили жаркое, плов, хинкал. До подачи угощения гости вели беседу. За столом говорили на темы, которые должны были понравиться гостю. Обычно говорили на отвлеченные, но интересные темы, не затрагивающие конкретно ничьи интересы (об урожае, о погоде). Тут же ненавязчиво давали друг другу советы, делились опытом. Разговор о женщинах не вели никогда. Никогда присутствующие не выставляли свои домашние проблемы, не говорили о своих неприятностях, неудачах, не жаловались на жизнь. Считалось совершенно не допустимым оскорбление гостей, нанесение им раны или убийство. Нанести оскорбление гостю значит нанести оскорбление хозяину.
Пока гость находился в доме, хозяин не имел права оставлять его, какие бы неотложные дела у него не был». Если в селе была свадьба, то хозяин свадьбы приглашал на свадьбу вместе с хозяином и его гостя.
Поздно ночью гостя укладывали спать. Дочери хозяина приносили гостю таз, воду. Сам хозяин или его дети помогали гостю снять обувь и обязательно мыли ему ноги. Положено было сначала снимать обувь с левой ноги, а потом с правой. Хозяин или его дети помогали гостю снять бешмет.
Во всех табасаранских селах, если уезжал незнакомый ранее гость, его провожал хозяин. Близкого кунака обычно провожала вся семья, в том числе хозяйка дома. Везде был обычай давать гостю в дорогу еду. Табасаранцы никогда не провожали гостя далеко, обычно выходили только за ворота.
Гость также должен был со своей стороны подчиняться принятым обычаям данной местности. Так, например, подъезжая к дому или коновязи, гость должен был ждать появления хозяина. Перед входом в комнату он должен ‘был сдать свое оружие и верхнюю одежду хозяину, что являлось гарантией его мирного прихода, с одной стороны, с другой – отражало его уверенность в безопасности. Гость не должен был скрывать цели своего приезда. При проезде через село он обязательно должен был сойти с лошади.
Этикет не позволял гостю, если он даже очень голоден, просить еду. Он мог попросить только воду. Если даже ему еда не понравилась, он не должен был отказываться от еды. Положено было есть то, что подано. Если гость в этом доме впервые, он должен был проявлять умеренность в еде, как бы голоден он ни был. Гость всячески старался не обременять хозяина лишними хлопотами, не мешать ему и его семье в их повседневных делах.
В исследуемое время [XIX – начало XX вв. – Ред.] гостя могла принять и женщина в отсутствии мужа или же одинокая женщина. Однако она обязательно приглашала или родственника или соседа – мужчину, который за столом выполнял роль хозяина дома.
Из книги Алимова Б.М. Табасаранцы ((XIX – начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научн. Ццнтр РАН. Ин-т истории, языка и литературы им. Г. Цадасы. Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1992. С.187-191)