Не будешь учиться, станешь чабаном, или секреты подготовки животноводов в Дагестане

Шайдабег Мирзоев,

зав. сектором педагогики ДНИИП,
профессор ДГПУ

В последнее время в регионах и республиках России активизировался процесс открытия и функционирования агроколледжей и агроклассов при общеобразовательных организациях. Особенно эактивно эта работа проходит в южных районах Республики Дагестан. В этой связи в работе с учащимися неплохо было бы актуализировать традиционный народный опыт профессиональной подготовки агроспециалистов. В чем же этот опыт заключается?
Для примера, возьмем подготовку животновода. Народная педагогика Дагестана веками концентрировала в себе значительный и весьма поучительный опыт подготовки человека к животноводческому труду. Культура животноводства – основа благополучия дагестанского труженика. Животноводческий труд составляет основу материального благополучия народов Дагестана. Скот служил предметом не только материального благополучия семьи, рода и народа, но и предметом меновой торговли. О составе стада наших древних предков свидетельствуют некоторые иероглифы, оставленные ими на скалах. Чаще всего на них изображены быки, козы, овцы, кони и др. Кости коров и овец найдены в поминальных памятниках дагестанской культуры. На некоторых поселениях зафиксированы остатки загонов скота, что позволяет говорить и о стойловом содержании крупного рогатого скота, большого поголовья овец, коз, лошадей и др. Для обеспечения зимовки скота большое внимание уделялось системе заготовки сена. С этой целью земли, удобные для полива, оберегались в летнее время от пастьбы.
В результате хозяйственной и культурной деятельности около 40 коренных народов Дагестана сложилась своеобразная система природопользования, основанная на животноводстве, растениеводстве. Животноводство было основным занятием в деятельности дагестанских народов, разводивших лошадей, овец и крупный рогатый скот.

В традиционной культуре животноводов одним из главных достояний было пастбище. Материальное благополучие дагестанских народов во многом зависело от хорошего состояния пастбища. Оптимальное состояние пастбища обеспечивалось накоплением экологических знаний, и сложной системе мер, поддерживающих устойчивость пастбища. Одной из основных мер был сезонный цикл перемещения, то есть перекочевок, обеспечивающих попеременное восстановление растительного покрова различных площадей, разведение комплексного стада животных (крупный рогатый скот, овцы и лошади), которые потребляют различные виды трав. Эти меры поддерживались родовыми традициями и религиозными запретами нарушать почвенный покров и землю. Традиционная повсеместная забота коренных народов о целостности растительного покрова степи защищала пастбище от эрозионных процессов.
Слагаемые культуры животноводческого труда таковы. Народы Дагестана создали, апробировали на практике целую науку животноводства. Она была распространена на все виды животноводческой деятельности, независимо от того разводит человек овец, коз, коров, лошадей, работает конюхом, пастухом, телятником, дояркой или чабаном.

Вот, к примеру, профессия чабана. Многие сегодня ошибочно думают, что чабаном можно стать и без особых знаний. Отдельные учителя и воспитатели порой даже грозят нерадивому ученику: «Не будешь учиться, станешь чабаном (пастухом, дояркой, телятницей, конюхом)». Однако нетрудно заметить, что опытные дагестанские чабаны в своем деле владеют не меньшими знаниями, профессиональными умениями, чем любой квалифицированный специалист.
В культуре народов Дагестана сконцентрирован значительный опыт животноводства и скотоводства. Народ создал, веками апробировал и пред-лагает современности целостную систему профессиональной подготовки животновода. Прежде всего, сюда входит продуманная методика само-сохранения животновода в суровых условиях дагестанской природы. «От того, насколько чабан сможет беречь себя, заботиться о своем здоровье, – говорят в народе, – зависит сохранность и упитанность овец». В этой связи весьма поучительна следующая горская легенд:
Трое из одного аула пришли к барановоду, чтобы наняться в чабаны. Тот предложил им насыпать в обувь песок и идти пасти овец. К обеду ноги чабанов были в крови. Двое, проклиная хозяина за глупое указание, высыпали песок, вымыли ноги, намотали портянки и продолжили работу. А третий решил проявить послушание. К концу дня первые двое рассказали хозяину, как было, а третий лишь показал окровавленные ноги. Хозяин принял на работу тех, кто вернулся с пастбища здоровыми. А третьему сказал: «Тот, кто не бережет себя, не будет беречь и овец, найди себе другую работу».
Чабан должен был уметь со знанием дела выбирать специальную одежду животновода: папаху, бурку, подбирать удобную для ног обувь, выбирать место ночлега, ограждать себя от дождя и бури, умело организовать отдых, вкусно и калорийно готовить в полевых условиях животноводческие блюда (чабанский хинкал, шашлык, бульон, молочные блюда). Животновод должен был иметь метеорологические знания о суровых явлениях природы (дождь, снег, ветер, буря), знать признаки и приметы их предвещания; иметь точные географические сведения о местности (расположение пещер, ущелий, родников, перевалов, ближайшие и безопасные пути к ним).

Весьма большое значение в чабанской профессии имеют орудия труда (ярлыга, свирель, нож, принадлежности для изготовления молочных и мясных продуктов, приема пищи, стрижки овец, их правильное применение на практике). Вот, например, немудреная чабанская сума. Делают ее из кожи, потому что труженик приметил – в кожаной суме дольше и свежее сохраняются продукты питания. А это крайне важно в полевых условиях. Свое назначение имеют и 20-25-сантиметровая бахрома на суме. Она придает и красоту изделию, и при ходьбе издает своеобразный шаркающий звук, который помогает чабану направлять овец в нужном направлении.

Умелому управлению стадом служит и чабанская ярлыга. Согнутая в виде крючка часть ярлыги помогает быстро ловить овец за задние ноги, что более гуманно, чем хватание за шерсть, при котором неминуем ущерб здоровью овцы. Ярлыга – это и своеобразный календарь животновода. На ней делают отметки, связанные со всеми количественными изменениями в отаре, особенностями природы и т. д.
Свои особенности имеют и ножницы для стрижки овец. Чабан должен уметь правильно собирать их, точить, умело орудовать ими так, чтобы при стрижке не причинять боль овце. Молодых чабанов учат искусству работы с ножницами: при стрижке овец и коз, молодняка, в частности при стрижке шеи, брюха, шерсти вокруг раны и т. д.
Значительное место в подготовке чабана отводилось его музыкальному воспитанию. Будущих чабанов учили играть на свирели; насвистывать специальные мотивы, издавать звуки, способствующие управлению отарой (отгон с одного пастбища на другое, на водопой, подзыв к себе, отгон от себя, стимулирование есть корм и т. д.).

Чабанам известны веками проверенные секреты выгона овец на пастбища. Опытные овцеводы умеют, например, определить сочность и полезность трав, пригодность пастбищ для овцематок, для ягнят, для старых и больных овец, для племенных баранов; они могут пользоваться пастбищами с учетом возраста и состояния скота, т. е. сначала выводят туда молодняк, затем овцематок, а в последнюю очередь крупнорогатый скот. Забвение именно этих элементарных знаний традиционной педагогики животноводов привело к тому, что во многих искони животноводческих хозяйствах республики сегодня испытывают недостаток в настоящих чабанах – профессиональных знатоках своего дела.
Общение с опытными чабанами сулит человеку широкий комплекс знаний, необходимых в труде животновода. Это знания о повадках овец (как ведет себя овца больная, голодная, усталая, отравившаяся, скучающая по ягненку); знания о народной ветеринарии (как определить лекарственные травы, готовить лечебные снадобья, накладывать траву на раны или ввести лекарство внутрь, как выправить вывихнутые кости, делать перевязки). Также чабаны хорошо разбираются в изготовлении молочных (как процеживать, квасить молоко, готовить простоквашу, творог, сыр) и мясных продуктов (как разделать тушу, как солить, варить, сушить мясо, как готовить колбасные изделия) и другие.

В опыте дагестанских тружеников-животноводов сконцентрированы глубоко продуманные формы отбора, подготовки и назначения молодых животноводов. Чабана выбирали всем джамаатом на сельском годекане. Отбор новых чабанов была весьма ответственной и довольно строгой процедурой. Одного желания стать чабаном было недостаточно. Жадного, хапугу («Волку овцу не доверишь»), а также лентяя народ не допускал к работе животновода. При выборе чабана учитывались лишь общественно значимые качества – и как человека, и как труженика.
Неслучайно Р.Гамзатов в «Песне чабана» пишет:

В сердце черной не найдешь
Даже точки у меня.
Пью из чистого ручья,
Что мороза холодней.
И ценю на свете я
С чистой совестью людей…

Традиционный опыт животноводческих аулов Дагестана (Куруш, Чох, Согратль, Шихикент и др.), а также традиционные праздники животновода показывают, что степень подготовленности к труду овцевода целесообразно определять путем организации между юношами соревнований по стрижке овец, быстроте свежевания и разделки туш, знанию рецептурных тонкостей изготовления различных продуктов из овечьего молока и баранины, умению различать шерстяные и молочные породы овец, а также быстро поймать, поднять и перенести на определенное расстояние барана; по исполнению чабанских мелодий, танцев и т. д. Каждая из этих форм испытания выявляла знания новичков, их смекалку, физическое развитие, выносливость, характер, чувство товарищества, любовь к природе и животным и многое другое.
Таким образом, традиционные виды трудовой деятельности дагестанцев – животноводство, земледелие, садоводство, ремесленное производство располагают веками апробированной на практике мудрой методикой подготовки народнохозяйственных специалистов, а точнее, весьма поучительной народной педагогикой подготовки к агропромышленному труду. Этот опыт может и должен стать предметом специального изучения и внедрения в действующую практику подготовки молодых специалистов для сельского хозяйства, как в агроколледжах, так и в агроклассах общеобразовательных организаций Республики Дагестан.