Османов Абдурахман,
заслуженный художник РД,
Член-корреспондент Международной
академии искусств
Предаваясь размышлениям о жизни, я всегда поражаюсь ее многообразию и совершенству. Многообразие это везде и во всем – во дворе села и на улицах города, в лицах людей, в формах и красках природы, в цветах и камнях, в облаках и песчинках… В суете повседневности мы иногда перестаем замечать эту полнокровность жизни, красоту во всех ее проявлениях и восторгаемся только новым, необычным, экзотичным. Это тоже хорошо и говорит о том, что в нас еще не угас вкус к жизни.
Любуясь красотами мира, первозданной природой, мы испытываем неповторимое ощущение счастья, которое делает нас чище и добрее. А художники всю свою жизнь посвящают изображению этой красоты, преподнося нам ее через линии и цвет, через философское осмысление увиденного в художественной идее. И когда мысли художника созвучны нашим, происходит эмоциональный резонанс – и тогда мы испытываем катарсис и ликуем; порой мощь красоты буквально потрясает нас, будит в душе очень глубокие неподдельные чувства, заставляя даже плакать…
Коснувшись вопроса искусства, я не могу не сказать и об обратной стороне медали – о пустых, не имеющих никакого отношения ни к красоте, ни к искусству, но тем не менее упрямо навязываемых нам «мировых шедеврах», возводимых в один ряд с картинами Микеланджело, Рембрандта, Тициана, Рубенса и даже Леонардо да Винчи.
Для примера приведу ниже несколько работ и их стоимость. Картина «Обмен» Виллема де Кунинга (Рис. 1) оценена в 300 млн долларов, «Номер 17А» Джексона Поллока (Рис. 2) – в 200 млн долларов, «Без названия» Мишеля Баския (Рис. 3) – в 110,5 млн долларов, «Цвет Анны» Барнета Ньюмана (Рис. 4), представляющая сплошное полотно карминово-красного цвета с двумя белыми вертикальными полосами по краям – в 105,7 млн долларов. Как видите, они стоят огромных денег, даже целых состояний.
Вы можете возразить: «Если это никчемное, почему оно такое дорогое?» Все просто. Сегодня в мире много так называемые «художников», «творцов», кто даже не пытается вложить никаких мыслей в свои работы. За них это делают эксперты-галеристы и искусствоведы: с помощью сложных слов и вычурных терминов они пытаются объяснить зрителю то, чего нет в этих картинах, подчеркнуть статус, который приобретет их покупатель. И миллионеры готовы платить баснословные деньги за подобные «произведения искусства». Так, не имеющие никакой художественной ценности картины трансформируются в «шедевры» и конвертируемую валюту, а их авторы становятся законодателями мод, которым подражают молодые художники, и в итоге искусство выхолащивается.
Произведения искусства как в прошлом, так и сегодня продолжают оставаться роскошью, которую не каждый может себе позволить, являются показателем высокого статуса их владельца. Кроме того, для высшего света коллекционирование – это возможность попасть в другой социальный пласт, а также выгодное вложение средств: популярное произведение искусства каждый год может дорожать на 20−25%. Потому коллекционеры всегда были и будут.
Рассуждая о поистине выдающихся достижениях художественно-изобразительного искусства и новомодных «шедеврах», я далек от мысли учить кого-то или тем более навязывать кому-то свои мысли. Выражая исключительно свое субъективное видение подлинных шедевров, хочу сказать пару слов о нашем земляке из селения Хустиль, талантливом художнике, члене Профессионального Союза художников России Наврузали Селимове и оспорить расхожее мнение о том, что нет пророков в своем отечестве.
Наврузали Абдулгалимович Селимов родился в 1967 году. После окончания школы в 1983 году поступил на художественно-графическое отделение Избербашского педагогического училища, который успешно окончил в 1987 году. С 1988 по 1990 годы служил в рядах Советской Армии войсковым художником. В 1990 году поступил на художественно-графический факультет Кубанского государственного университета, который также успешно закончил в 1995 году. С 1997 года работает в Центральной библиотечной системе г. Дербента. Числится в реестре профессиональных художников России и зарубежья (XVIII-XXI вв.)
Наврузали Селимов работает в таких направлениях, как живопись и графика. Кроме этих видов искусства, он занимается скульптурой, интерьерными работами – росписью стен, изготовлением лепнины с золочением.
Наврузали Селимов – блестящий колорист. Им на высоком профессиональном уровне выполнены серии живописных пейзажей и портретов. Он – участник многих международных, республиканских и зональных выставок в Дербенте, Махачкале, в селах Табасаранского района – Хучни, Хапиле, Хараге, а также в г. Набережные Челны. На одной из международных выставок в Москве, в котором принимали участие художники из 37 стран мира, в номинации «графика» за работу «Портрет внучки» Наврузали Селимов получил бронзовую медаль и стал Почетным членом Академии современного искусства.
Наврузали Селимов работает в традиционной реалистичной манере, у него выработан свой почерк, в графике предпочтение отдает штриху, местами обобщая картины растушевкой. Живописные работы художника отличаются живым колоритом, выдержанными сочными мазками, которые создают настрой бодрости и энергии. Спокойный, уравновешенный характер художника отражается и в его картинах с умиротворяющей аурой, которая подвигает зрителя к размышлениям о жизни.
Очень интересна уже упомянутая мною выше его графическая работа «Портрет внучки». Вроде обычный рисунок, но глядя на улыбающиеся глаза девочки, зритель непроизвольно начинает улыбаться, становясь добрей и светлей. Художник Наврузали и сам человек очень добрый и светлый, и все его работы, будь то графика или живопись, излучают такую же позитивную и светлую энергию. Поэтому, глядя на его работы, невольно окунаешься в другой мир – мир умиротворения, гармонии и красоты.
По представленным в статье картинам Наврузали Абдулгалимовича, учитывая ограниченную газетную площадь, читателю будет трудно оценить высокий художественный уровень его работ. Несомненно одно – мы с полным правом можем гордиться достижениями нашего земляка. Почему-то люди всегда настроены считать, что таланты и шедевры могут быть только где-то далеко, в других странах. А вот он, настоящий талант, рядом с нами. Пророки бывают и в своем отечестве, нужно только замечать и ценить их.
Жаль, что у Наврузали Селимова не так много картин. Однако он еще молод, полон энергии, и мы вправе надеяться, что в будущем увидим еще больше работ его кисти и сможем посетить его персональную выставку.
На фото: 1. Художник Наврузали Селимов; 2. Картина «Цитадель Нарын-Кала»; 3. Картина «Портрет внучки».