Публикуемый ниже материал – последняя статья, присланная на редакционную почту большим другом нашей газеты профессором Шайдабегом Мирзоевым. В начале марта он позвонил мне на мобильный телефон и сообщил о том, что прислал очередной материал. «Гюлахмед, думаю, читателям табасаранской газеты будет интересно вспомнить, как дружно жили люди в селах прежде, как помогали друг другу во всем. Напечатай, пожалуйста, как появится возможность», – попросил Шайдабег Айдабегович. А через месяц с небольшим его не стало…
Шайдабег Мирзоев, посвятивший вузовской педагогической науке более 45 лет, внес неоценимый вклад в сохранение этнопедагогического и национально-культурного наследия народов Дагестана – им опубликовано более 250 статей о культуре, свыше 20 монографий и учебников, в том числе выдержавший 5 изданий учебник «Культура и традиции народов Дагестана для 4 класса» на русском языке, а также на 8 дагестанских языках, в том числе на табасаранском в соавторстве с профессором Загировым З.М. (2017 г.). Сегодня, хоть и с опозданием, мы хотим выполнить просьбу этого замечательного человека, настоящего патриота, подвижника дагестанской науки и культуры. Название последней статьи Шайдабега Мирзоева удивительно точно отражает жизненное кредо самого автора, готового всегда помочь, выручить, поддержать словом и делом каждого обратившегося к нему человека.
Мирзоев Ш.А.
профессор ДГПУ
В современных условиях развития российского, в том числе дагестанского многонационального общества, весьма важной общественно-политической и социально-экономической проблемой становится создание оптимальных условий взаимопонимания, взаимоподдержки, единогласия и солидарности на уровне всех социальных коллективов (семейного, трудового, учебного и др.). Ярким образцовым примером здесь может служит веками апробированный опыт народной педагогики. В процессе становления и развития народная педагогика нашла весьма эффективные формы взаимоподдержки людей в различных повседневных и даже экстремальных ситуациях. К таким формам относятся обучение и воспитание детей в труде по оказанию взаимопомощи, известной у русских, как «помощь», у узбеков – как «хашар», у киргизов – как «ашар», у казахов – как «асар», у татар – как «уме», а у дагестанцев – под названием «гвай» (авар.), «вука», «билхъа» (дарг.), «мел» (лезг.), «мил» (табас.), «марша» (лак.), «булкъа» (кум.).
Историческая характеристика процесса дагестанской взаимопомощи дается в трудах дагестанских ученых историков и этнографов Х.-М. О. Хашаева, Р.М. Магомедова, А.К. Алиева и др.
Необходимость помочь соседу, односельчанину, вообще нуждаю-щемуся, является духовной потребностью трудящегося человека, одной из основ его бытия в обществе. О человеке, безразличном к чужим заботам, у дагестанского труженика складывается нелестное мнение. Народная педагогика Дагестана осуждает всякое равнодушие к чужой радости и беде, к торжествам, рекомендует искоренить его еще в зачатке. В противном случае, отмечают мудрецы, оно может стать характерной чертой человека.
Народная взаимопомощь характеризуется тем, что, включаясь в нее, люди сознательно стремятся к добру, оказывают срочную безвозмездную помощь, моральную и материальную поддержку достойному члену общества. В этой связи народная взаимопомощь во всех своих видах (уборка урожая, вспашка, постройка жилища, устройство свадеб, чесание шерсти и т. д.) является величайшим проявлением человеческой духовности, объединяющим людей для единой благородной цели – включения человека в настоящий труд, «бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия на вознаграждение, труд по привычке трудиться на общую пользу».
Социально-педагогическая значимость народной взаимопомощи заключается в том, что в основе ее лежат высокие нравственные принципы, главным из которых является осознанное желание оказать бескорыстную помощь нуждающимся. Более того, здесь человек, как говорится, «может и себя показать, и на людей посмотреть». К этому обязывают и правила взаимопомощи: явись не бременем, явись ко времени, нарядись по работе, по совести трудись, по со¬ести отдыхай, сделав добро – забудь, а, получив добро – помни.
Большая организованность и дисциплина в работе (прибывать вместе, «начать по данному знаку…, не упускать случая состязаться между собой, стараясь опередить друг друга», отдыхать вместе, петь вместе…) развивают у участников взаимопомощи чувства коллективизма и товарищества. Труд при взаимопомощи сближает людей, делает их щедрыми, добрыми. Люди, участвующие в работе, получают огромное моральное удовлетворение. Все это – образцовый пример трудолюбия для подрастающего поколения, наглядное проявление идеологического единства общества.
Народная взаимопомощь со всей видоформенной структурой своей организации (сбор колосьев, перетаскивание соломы, хвороста, куда вовлекают детей 7-12-летнего возраста, мытье шерсти, обмазывание глиной сакли, жатва, где участвуют девушки и женщины; унавоживание полей, стрижка овец, набрасывание на крыши земли, перекидывание балок, сенокошение, где участвует молодежь и мужчины), системой учета половозрастных различий, физических и трудовых способностей привлекаемого населения (приглашение детей и подростков, молодежи, девушек и женщин, опытных мужчин, физически крепких и т. д.) является благоприятной средой передачи юному поколению трудового опыта, нравственных и эстетических традиций старших поколений.
Традиция взаимопомощи распространяется на все сферы жиз¬ни и деятельности дагестанцев. Крайне обязательным считается ее соблюдение в отношении к обездоленным, к сиротам, к семьям без кормильца, к семьям, которых постигло горе, к семьям, где намечена свадьба сына или дочери.
Выручая семью без кормильца, женщину-мать, оставшуюся с маленькими детьми, аул всем джамаатом, при участии детей и подростков, готовит им топливо, корм для скота, убирает урожай, достраивает дом, заботится о благополучии детей. Окружать вниманием семьи, оставшиеся без кормильцев, считается нравственным долгом односельчан. Из этого складывается уважение и к аулу и его джамаату, и ко всему народу.
Не менее важным считается у народа оказание своевременной моральной и материальной поддержки семье, родным и близким умершего. Сюда входят своевременное появление у дома покойника, выражение соболезнования родным и близким, разделение с ними горя, облегчение горя пострадавшей семьи добрыми словами, пожеланиями, взятие на себя заботы по проведению необходимых обрядов.
В похоронном обряде народной нравственностью четко определены функции и обязанности каждого члена джамаата, начиная от аксакала, и кончая подростком. Перед фактом смерти все мелкое, преходящее отступает: забываются какие-то обиды, стычки, приходят пожать руку, выразить сочувствие, высказать добрые слова, проявляют великодушие и благородство.
Помощь семье, где намечена свадьба, заключается в моральной поддержке джамаатом родителей жениха и невесты (поздравления, благопожелания, советы), участии родственников в подготовке и проведении свадьбы (взятие на себя заботы по приему и обслуживанию гостей, по приготовлению праздничного стола, по обслуживанию музыкантов и т. д.), участии сельского джамаата в свадебном торжестве и вечере (поздравление жениха и невесты, исполнение в их честь песен и танцев) и т. д.
В народной взаимопомощи как ни в каком другом труде ярко раскрываются удачи и недостатки семейного воспитания, восполняются упущения, глубже осмысливаются такие нравственные понятия, как «долг», «обязанность», «порядочность», «взаимовыручка», «взаимоуважение», формируются чувства самосознания и морального удовлетворения.
Народная педагогика придает большое значение коллективным видам деятельности, что непосредственно приучает детей, подростков и всю молодежь к трудовой взаимопомощи при выполнении разнообразных трудовых операций, солидарности, к объединению взглядов, трудовых интересов, усилий, знаний, умений и навыков, направленных на благо человека и общества: «Кто не с людьми – тот словно и не родился»; «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет»; «Рост аула – это люди, сила аула – единство»; «Один поможет – ты вдвое сильней, двое помогут – в сто раз сильней»; «Гора не нуждается в горе, а человеку без человека – не быть.