Заместитель руководителя управления по делам религий Министерства по национальной политике Дагестана поделился своими размышлениями по поводу «аэропортовского инцидента», дал оценку современным экстремистским рискам в республике и обратился непосредственно к дагестанской молодежи. По его мнению, положение в республике стабилизировалось, но угрозы остаются.
Последние события и реакция общества демонстрируют, что профилактические меры, направленные на противодействие экстремистской и террористической идеологии, включая воспитание молодежи как ключевой элемент профилактики, оказывают положительное воздействие на молодое поколение и общество в целом.
Мы наблюдаем осуждение преступных действий со стороны граждан, стремление к оказанию помощи. Вы сами были свидетелями кадров, где дагестанцы оказывали поддержку нашим защитникам в ходе трагических событий прошлых лет.
Некоторые могут возразить: в целом обстановка спокойная. Отсутствует прежняя активность вооруженного подполья, нет, как прежде, регулярных терактов и новостей о них в местных и федеральных СМИ. Инциденты происходят крайне редко, и на них оперативно реагируют правоохранительные органы… Или все же существуют скрытые риски, которые учитываются специалистами при проведении профилактической работы?
Угрозы существовали, существуют и будут существовать всегда. Государство в своих нормативных актах определяет задачи: «противодействие, устранение и сведение к минимуму последствий».
То есть государственные органы, в том числе правоохранительные, стремятся к полной изоляции общества от влияния экстремистской идеологии, ликвидируют экстремистские группы и так далее. Одной из основных задач является минимизация возможных последствий действий преступников.
С началом проведения специальной военной операции мы столкнулись с попытками вербовки со стороны украинских спецслужб и нацистских формирований. При западном финансировании была запущена пропагандистская машина, в которой не последнюю роль играют выходцы из Дагестана, проживающие за рубежом.
Вербовщики используют все доступные методы для склонения человека к совершению преступлений, включая идеологическую обработку, шантаж, подкуп. При этом экстремизм воспринимается жителями республики как нечто из ряда вон выходящее, чуждое Дагестану с его традициями и верой.
«Аэропортовское дело», если отвлечься от мотивов участников тех событий, является показателем того, что профилактической работой необходимо охватывать все слои населения.
В то же время, анализ состава участников тех событий и их численности свидетельствует о зрелости общества. Если сравнить с тем, что происходило в других странах в связи с менее резонансными событиями, когда государства частично или полностью теряли свой суверенитет, подавляющее большинство дагестанцев не только не приняло участия в данной провокации, но и осудило ее.
Это является результатом не только мудрого подхода дагестанцев к межнациональным и межконфессиональным отношениям, но и работы всех субъектов профилактики.
Министерство является ответственным исполнителем государственной программы Республики Дагестан «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан», подпрограммы «Противодействие проявлениям экстремизма в Республике Дагестан» и ряда других плановых и программных документов.
Совместно с другими органами исполнительной власти проводятся профилактические мероприятия, готовятся и распространяются видеоролики, баннеры, направленные на профилактику экстремистской идеологии, сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей. Подробное описание проводимой работы потребовало бы целого журнала.
Цифровизация общества, которая в Российской Федерации находится на высоком уровне, предоставляет возможности дистанционного доступа к нашим детям и молодежи. Необходимо учитывать, что мы являемся примером для наших детей, мы несем ответственность за их действия и за контент, который они потребляют.
Старшим необходимо выстраивать доверительные отношения с детьми, следить за их социальными сетями, мессенджерами, играми, особенно если в них присутствует социальный компонент – текстовое или голосовое общение между игроками.
Также не следует забывать просматривать поисковые запросы ребенка – это позволит понять круг его интересов и принять решение о необходимости личного вмешательства или привлечения специалистов. Рекомендую читателям поискать информацию в интернете – я уверен, многие из вас будут удивлены, а может, и напуганы методами влияния на детей и молодежь через интернет.
Многие учащиеся средних специальных и высших учебных заведений участвуют в профилактических мероприятиях, на которых им разъясняются нормы ответственности за преступления экстремистской направленности.
Но всегда найдутся те, кто не услышал, не увидел, не знал и не понимал. При этом действует принцип «Незнание закона не освобождает от ответственности». Когда дело касается молодого поколения, наши коллеги из правоохранительных органов стараются учитывать возраст, наличие умысла и другие факторы для принятия объективного решения.
Все мероприятия полезны и важны. Чем больше форм и методов проведения профилактических мероприятий, тем больше молодых людей приобретут иммунитет к экстремистским идеологиям.
Если с количеством мероприятий все ясно (чем больше, тем лучше), то качество проводимых мероприятий зависит от того, смогут ли эксперты и спикеры побудить молодых людей открыться, вступить в диалог, задавать не шаблонные вопросы, а те, которые их действительно волнуют. Наша задача – не просто дать студенту возможность задать вопрос, а добиться того, чтобы он его задал.
Наша молодежь многогранна, интересуется всем на свете, поэтому может задать интересный вопрос и удивить неожиданной мыслью, но для этого необходимо создать атмосферу доверительного общения.
Каждое мероприятие по-своему интересно, но в целом самое приятное и интересное – наблюдать, как меняется мировоззрение человека в процессе общения с экспертом, как потом ребята подходят индивидуально, делятся своим жизненным опытом, просят совета.
Шамиль Нажмудинов. Родился в городе Кизилюрте. Окончил школу в Москве, получил там же юридическое образование, окончил магистратуру по государственному и муниципальному управлению. Работал на различных должностях в Москве. В 2015 году вернулся в Дагестан.