К 100-летнему юбилею народного поэта Дагестана Муталиба Митарова
Продолжение. Начало в предыдущем номере
Велика заслуга поэта перед памятью 12-ти поэтов, которые так же добровольно ушли на фронт и в жестоких боях полегли смертью храбрых. Им поэт посвятил книгу «Оборванные струны», а в книге «И в памяти, и в сердце» Митаров увековечил образы 20-ти поэтов, которые безусыми юнцами добровольно вступили в ряды защитников Отечества и героями вернулись домой.
В жизни поэта, как в капле воды, отражена нелегкая судьба его гордого народа. Он сам как бы сросся с родной землей. Истоки митаровского таланта, корни его мудрости и отваги исходили именно из родной земли, обласканной экзотической природной красотой и давшей нашему народу и родному Дагестану целую плеяду талантливых поэтов в лице Мирзы из Калука, Темирхана Шалбузова, Абумуслима Джафарова, Манафа Шамхалова, братьев Багаудина и Муталиба Митаровых, Казиахмеда Рамазанова, Ибрагима Шахмарданова, одаренных деятелей науки в лице крупного ученого-энциклопедиста Гаджи-Магомеда Зирдаги, ученого и поэта Гаджисаида Зирдаги, целую династию талантливых ученых Ханмагомедовых, братьев Алиевых, Юзбековых, Загировых; революционеров Тарикули Юзбекова, Дадаша Раджабова, Хаирбека Ашумова и других.
Известный советский писатель, фронтовой друг поэта Михаил Алексеев писал: «Немецкие пули и осколки исполосили тело Митарова. К счастью, пули и осколки эти не коснулись светлой его души. Она исполнена такого, никогда неиссякаемого восторга, того радостного удивления перед жизнью, которое испытывает настоящий поэт».
Юбиляр вошел в табасаранскую литературу в сороковые годы прошлого столетия уже состоявшимся, зрелым комсомольским поэтом и на всю жизнь сохранил поэтическую свежесть мыслей и чувств своей юности. Он один из тех, кто мог сказать о себе:
Сыны народа,
Родины сыны,
Мы наше назначение понимаем,
Когда во имя жизни
Умираем,
Мечи обнажая на полях войны.
Новизна мышления, романтика исканий стали для поэта путеводной звездой, дорожной картой в осмыслении событий и явлений нашей жизни. Размышляя о долге и должном, о высоком назначении поэта и гражданина в общественной жизни, Муталиб Митаров писал:
Если недруг сбить с пути захочет,
Пламя жизни тьмою погасить,
Я свет души усилю,
Чтобы ночью идущему светить своей строкой.
Он прям, мой путь, и
Непреклонна воля,
Высшей правде посвящая песни,
В копилку жизни свою внес я долю:
Добро, правдивость, мужество и честь.
Эти слова можно поставить эпиграфом ко всей творческой и общественно-политической деятельности поэта.
Во всех произведениях поэта удивительным образом сочетаются лучшие традиции классиков нашей литературы и мотивы табасаранского фольклора. Они пронизаны глубокими лирико-философскими раздумьями и художественно экспрессивны, афористичны и метафоричны. В них автор простым и понятным языком воспроизводит глубокие морально-нравственные и духовно-патриотические истины, а также сложные жизненные перипетии нашего народа. Каждое слово его поэтических текстов несет в себе зажигательный заряд, побуждая читателей к деянию подвига.
Талантливый дагестанский ученый, президент республиканской ассоциации «Возрождение», профессор, академик АТН России Алибек Аджиев, сдружившись с Муталибом Митаровым, писал: «Известность Митарова многогранна… Он – член Правительства и признанный общественный деятель… Его слава перешагнула границы Дагестана и Кавказа».
Академик прав. Табасаран во многом ассоциируется для нас с именем Муталиба Митарова. Он прожил яркую, насыщенную жизнь, которую до последней капли положил на алтарь Отечества, посвятил вдохновенному служению своему народу, родному Дагестану.
12 января 1944 году в страшном бою у села Нарцисовка Липецкого района Винницкой области старший брат Муталиба – Багаудин пал смертью храбрых. Благодарные винчане с воинским почестями похоронили поэта, сооружив на могиле величественный архитектурный мемориал Вечной Славы, с устремленной ввысь стелой из чугунного литья, у подножья которого горит Вечный огонь, а на эпитафии сверкают ярким огнем слова: «Славному сыну Дагестана, поэту-фронтовику – Багаудину Митарову вечная слава! 1912-1944 г.г.».
На открытие памятника был приглашен младший брат Багаудина, народный поэт Дагестана Муталиб Митаров. Передав горсть родной земли от могилы матери могиле брата, перед лицом липецких пионеров и школьников, всех благодарных винчан, под колыхающимися красными знаменами Отечества Муталиб клятвенно присягнул:
Брат, на земле продолжается бой,
Пока я жив, не выйду из этого боя!
Юбиляр до конца своей жизни оставался верным, как многим другим, и этой своей заповеди.
Какие бы высокие слова мы ни говорили о Муталибе Митарове, мы не смогли в полной мере оценить его заслуги. С горьким чувством досады и разочарования приходится констатировать, что мы еще не воздали должных почестей нашему славному сыну. И мы все в неоплатном и огромном долгу перед его памятью. Другие личности его ранга давно заслужили посмертные лавры. Их имена носят улицы, школы, некоторым возведены памятники.
Совет старейшин табасаранского народа неоднократно обращался к соответствующим властным органам с предложением хотя бы половине улицы Леваневского г. Махачкалы – от дома, где проживал поэт, присвоили его имя. Все эти обращения остаются не услышанными, тогда как сегодня в городах республики проводятся чествования и присвоение – отнюдь не заслуженно – имен и званий.
Нынче нет юбиляра с нами, но звонкий голос его страстной музы будет гордо разноситься по безбрежным живописным просторам Чираг-чая, Рапака, Рубаса, Самура и Сулака, воодушевляя благодарных потомков к трудовым и ратным подвигам во благо нашего гордого народа, родного Дагестана и всей нашей общей, единой и неделимой Отчизны – Великой России.
https://zoritabasarana.ru/rubriki/gazeta/item/7711-ego-slava-pereshagnula-dagestan-i-kavkaz