Мелццнан гъул
Я нисколько не удивился признанию местного активиста в том, что он не знал о существовании поселения «Мелццнан гъул» возле селения ГьепIил и его тысячелетнем прошлом, потому что я сам об этом узнал совсем недавно. Когда мы, уставшие после экскурсии, возвращались в Дербент, Седир, исследователь и энтузиаст, знающий все природные памятники родного края, сказал: «Хочешь удивиться еще раз? Я покажу тебе еще один памятник нашей истории». Я не поверил: чему можно удивиться после посещения пещеры и природного моста в селении Гъужник. Больше ничего не спрашивая, он вывернул машину налево от трассы и мы поднялись на кряж (тIил) возле селения Датт-тIил. Я ехал, вжавшись в сиденье от усталости, разбираясь со своими впечатлениями: была встреча в школе с читателями, которых я ознакомил с моими произведениями. Много шутили и смеялись.
На горе я увидел останки первой крепости – я выпрямился. Затем – вторая крепость на расстоянии одного километра – я пришел в восторг. Поехали дальше – и оттого, что увидел под сенью высоких буковых деревьев, я впал в ступор и мурашки побежали по телу. Как на поле брани десятками надгробий усеяна вся видимая территория: одни сломаны, другие склонились, потянув за собой корневые плиты с прямоугольными вырезами, третьи в гордой вертикальной осанке величественно возвещают о своем существовании. Что это? Вижу настоящий склеп, разрушенный вандалами в поисках кладов. Зеленый мох ковром хочет скрыть и взять в свои объятия каменное изваяние. Кладу руку и чувствую прикосновение к истории. Я молчу – у меня нет слов.
Рядом, касаясь друг к другу, стоят три могилы: мужа – с удивительной резьбой, с неизвестной графикой и без даты, жены – оформленная арабской вязью, справа – ребенка с крестом («хач» на табасаранском, на армянском – «хачкары»). Сразу делаю заключение – время перехода табасаранов из одной религии в другую, из христианства в ислам, когда все еще старое не стало прошлым и сохранялись элементы уходящей культуры. Встает вопрос: кому народ мог оказать такую честь, построив склеп из массивных тяжелых камней такой же конфигурации, что использовали и при строительстве всех 64 крепостей по Табасаранскому отрогу Кавказских гор до самого моря? Конечно, это могила Табасаран Шаха. Время расцвета Табасарана перед нашествием монголо-татар.
Мы решили летом вернуться сюда еще раз и навести порядок.
11 июля собрали активистов и рано утром двинулись в ГьепIил. Десять человек, вооруженные пилами, топорами, щетками, граблями стали против горы из трухи прогнивших деревьев, листвы и сорняка, окутавшего все кладбище. Прошло несколько часов кропотливой работы, и, уходя, мы оставили за собой слева от дороги – чистые, ухоженные, очищенные могилы, справа от нее – большой завал сухих веток и листвы. Я подумал: если есть связь с тем миром, то Табасаран Шах проникся чувством гордости за то, что потомки помнят и чтят своих великих предков.
Для нас надгробные памятники становятся источником важной информации и посылом из глубины веков, основой нашей истории и культуры для объективного восприятия нашего прошлого, потому что не было летописи, а современные историки относятся с пренебрежением к одной из самых величественных сооружений мира – Табасаранской оборонительной стене, называя ее безликой «горной стеной», предумышленной «Дагбары» или обобщенной «Кавказской стеной».
Много сказано в книгах о Кавказской Албании, об их царях, престолах, победах, но все обходят стороной один важный момент. События большого значения происходили именно на этом малом промежутке Табасаранской оборонительной стены, которая была известна еще со времен основателя Персии – великого Кира. Далее можно встречать отрывочные сухие сведения: «укрепленный район в горах Кабх», «ворота Табасаран шаха», «… граница Хазарского каганата на юге простиралась до земель Табасарана», достаточных для того, чтобы выстроить целостную версию о нашей истории.
Я склонен считать, что это надгробье Табасаран Шаха. Очень хочется в это верить, – чтобы могила стала местом паломничества и духовной силы, принимая во внимание нравственно-патриотический аспект. Здесь даже воздух насыщен особенной таинственностью. Перед глазами всплывает картина, как Шах отсюда, с ГьепIилской крепости, откуда как на ладони видна вся низменность с десятками сигнальных башен как с севера, так и с юга, осуществлял руководство военными действиями во время нашествия войск монголо-татар и не позволил им даже подступиться к ряду крепостей, и врагам не оставалось ничего, кроме как ретироваться и пойти на обход стены с запада. Это было в XII веке, и надгробье датировано XII веком.
Уважаемые читатели! Предлагаем вам выразить свое мнение относительно высказанной Л.Дарчевым гипотезы о принадлежности упомянутого в статье склепа владетелю табасаранских земель – Табасаран шаху, а также по поводу предлагаемой автором новой трактовки названия древнего поселения на территории села Хапиль – «Мелзнан гъул» вместо «Мизнан гъул».