Окончание. Начало в №43
В статье «Пора приниматься за дело» в №43 газеты «Табасарандин нурар» от 23 октября 2020 года, посвященной проведению Дня села Хучни, я не до конца высказался о том, как нужно организовать и провести данное мероприятие, поэтому продолжу свои мысли. Хотя в статье упор делался на содействие проведению мероприятия со стороны руководства района, это не значит, что председатель сельсовета, актив сила и его старожилы должны оставаться в стороне.
Необходимо подготовить план работы оргкомитета, в котором будут отражены обязанности каждого его члена с установлением сроков их исполнения, а также расписать подробный сценарий, в котором следует отобразить мероприятия, посвященные истории села, жизням замечательных людей – уроженцев села и их биографий, воссозданию обычаев и обрядов села и района, истории колхозного движения и т.д. и т.п. Нельзя упускать из виду и должную подготовку и организацию разных майданов: интеллектуального, спортивного, по приготовлению старинных блюд, конкурсов -демонстраций старинных игр и их названий, на знание границ села, названий урочищ, лугов и пастбищ, названий священных мест. Гвоздем программы в свете повышенного интереса к ней жителей района может стать история «Крепости семи братьев и одной сестры», знание всех легенд о крепости…
На каждом майдане судьей должен быть специалист, хорошо знающий свою отрасль и владеющий искусством обходить острые углы, если в этом возникнет необходимость. Обязательно нужно привлечь к организации и проведению столь масштабного мероприятия имама мечети и кавху села. Их нельзя ни в коем случае забывать!
Возможно, я много говорю об очевидных вещах, и так покажется многим, но прошу правильно понять меня – это деление опытом, накопленным за долгую жизнь, это крик души, желание, чтобы всё у нас было хорошо и прошло на должном уровне. Более того, выскажу еще одну мысль, в которой не нужно усматривать какой-нибудь крамолы: почему в других населенных пунктах, в других районах мероприятия такого рода проводятся весьма организованно, с охватом всех слоев населения, с широким освещением во всех местных и республиканских СМИ, а у нас это пока не получается? Я задаю этот вопрос не с целью кого-нибудь задеть или упрекнуть, а оттого, что искренне хочу, чтобы наше мероприятие прошло на высоком организационном уровне. А ведь мы можем это сделать, мы должны!
В первой части статьи, отмечая роль первых хучнинских учителей в повышении образовательного уровня жителей села и района, я забыл перечислить имена второй плеяды педагогов-хучнинцев: Азизова И.А., Мусаева С.К. Сулейманова К.А. и других. И как не упомянуть имена девушек-хучнинок, одним из первых в районе получивших высшее педагогическое образование – Алиевой Шамсият и Шихахмедовой Зейнаб, впоследствии награжденных орденами за долголетнюю и безупречную работу!
В заключение особо хочу остановиться на имени выдающегося сына Хучни, Табасарана, да и всего Дагестана – Аббас-Кули-ага Бакиханова. Вот как пишет об этом замечательном человеке доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Дагестан Гасанов Магомед Раджабович (кстати, мой одноклассник):
«Говоря о культуре, научных деятелях, выходцах из с. Хучни, следует отметить, что предки известного ученого-энциклопедиста А.-К.А. Бакиханова являются выходцами из сел. Хучни, которые в конце XVI в. переселились в Баку. «Дергах-Кули-бек, сын Хейбат-бека, по преданию, – пишет А.-К.А. Бакиханов, – происходил от нуркуджурских владетелей, потомков табасаранских испахбадов; предки его при хане Ширвана Ахмед-хане Гилянском в 1000 году хиджры (1592 г.) переселились в Баку, где, имея свой удел, были старшими над юзбашами (сотенные начальники в войсках)». В предисловии к книге «Гюлистан-Ирам» М.Г. Бахарлы пишет: ”Абас-Кули-Ага (Кудси) Бакиханов происходил от нуркуджурских владетелей – потомков табасаранских испахбедов (правителей), которые при сефевидских шахах Персии переселились в Баку и здесь занимали важные административные должности». Изложенное позволяет заключить, что корни происхождения А.-К.А. Бакиханова восходят к Хучни”».
Аббас-Кули-ага Бакиханов, известный также под литературным псевдонимом Кудси (в переводе с азерб. «чистый», «благородный») – азербайджанский учёный-просветитель, поэт и писатель, писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках.
Расскажу коротко о его жизни (по принципу «народ должен знать своих героев»). Родился 21 июня 1794 года в селении Амираджаны в семье бакинского хана Мирза Мухаммад-хана II и принявшей ислам грузинки Софии-ханум Баграм-бек-гызы. Детство А.-К. Бакиханов провёл в апшеронских селениях Амираджаны, Балаханы, Маштага, Рамана. Здесь, в Маштагах, с 1801 года он начал учиться, а после того как в 1803 году их семья окончательно обосновалась в селении Амсар, продолжил обучение в Кубе.
Юность Бакиханова протекала на фоне жестокости и произвола ханов, их междоусобных войн и неурядиц. В Кубе, по его собственному признанию, в продолжение 10 лет он посвятил себя изучению арабского языка и разным наукам.
В конце 1819 года А.К.Бакиханов прибыл в Тифлис, куда его пригласил Главноуправляющий Грузии генерал А.П.Ермолов «для определении на службу». По прибытии он начал выполнять отдельные поручения Ермолова по военной части. Уже в 1820 году Бакиханов был участником двух походов русской армии – против правителя Казикумухского ханства Сурхай-хана и ширванского владетеля Мустафы-хана. За участие в Хогерском сражении и особое отличие 16 сентября получил свой первый офицерский чин прапорщика. 28 декабря 1821 года Бакиханов был официально оформлен переводчиком при канцелярии Главноуправляющего Грузии. В 1823 году он участвует в работе демаркационной комиссии по разграничению установленной Гюлистанским договором границы с Персией. В 1824 году участвует в походе русских войск на Кавказской линии под командованием генерал-лейтенанта А.А. Вельяминова. 18 сентября 1826 года А.К.Бакиханов был произведён в поручики. 21 апреля 1829 года «за отличное усердие при взятии Кр. Ахалцыха» произведён в майоры с объявлением ему Высочайшего благоволения.
В 1831 году участвовал в Дагестанской экспедиции под командованием генерал-лейтенанта Н.П.Панкратьева и 9 марта 1832 года «за отличие» произведён в подполковники. В 1842 году произведён в полковники.
Служа в Тифлисе переводчиком в канцелярии генерала Ермолова, он основательно изучает русский и французский языки.
Полковник Аббас-Кули-ага Бакиханов скончался 31 мая 1847 года во время эпидемии холеры в аравийской пустыне между Меккой и Мединой (оазис Вади-Фатима) на обратном пути из паломничества. Похоронен в общей могиле в местечке Вади-Фатима.
Бакиханов оставил богатое научное, философское и литературное наследие. «Гюлистан – и Ирам» («История восточной части Кавказа») – научное исследование, в котором автор осветил историю Ширвана и Дагестана от древнейших времён до Гюлистанского мира (12 октября 1813 года). Труд отличается широтой замысла, богатством фактического материала, непредубеждённым отношением к мусульманским народам. Для его написания Бакиханов использовал огромное количество сведений, почерпнутых из сочинений античных армянских, грузинских, персидских, арабских и турецких средневековых авторов. Автор широко использовал литературные памятники, материал топонимики, нумизматики и эпиграфики. Этот труд высоко оценён русскими и зарубежными учёными. Согласно «Очеркам истории исторической науки в СССР» (1955 год) в «Гюлистан-и Ирам» делается первая попытка дать общий обзор истории Азербайджана с древнейших времён до 1813 года.
Ещё находясь на военной службе, Аббас-Кули-ага Бакиханов близко познакомился с видными деятелями культуры, находившимися в то время на Кавказе – А.С. Грибоедовым, А.А. Бестужевым, Я.П. Полонским, Т. Лада Заблоцким, М.Ф. Ахундовым, М.Ш. Вазехом, А.Г. Чавчавадзе, Г.Д. Орбелиани, Н.М. Бараташвили. Личностью и творчеством Бакиханова интересовались многие русские, польские, немецкие, французские поэты, писатели, путешествовавшие по Кавказу – В. Кюхельбекер, А. Бестужев-Марлинский, художники В.И. Мошков и Г.Г. Гагарин, немецкий поэт Ф. Боденштедт, И.Н. Березин, К. Кох и другие. В 1833 году он путешествовал по России, Латвии, Литве и Польше, а в 1834 году познакомился с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
Что касается личной жизни Бакиханова, он в 1826 году женился на Секине-ханум, дочери Келб Хусейн-аги, от брака с которой в 1831 году у него родилась дочь Зибюи-Ниса-бегюм, а в 1839 году вторая дочь – Тугра-ханум. Обе вышли замуж за своих двоюродных братьев, сыновей дяди Джафар-Кули-Аги Бакиханова.
Как же мы можем не увековечить имя такого великого человека! Его наследие обогащает не только историю Азербайджана, но и села Хучни, а также Табасарана, да и всего Дагестана. Этого мы не должны забывать! Не имеем права!
Честь имею!
Мусаев Энвер Шукурович,
ветеран военной службы