Московское мнение
На излёте капиталистической эпохи развития планеты, когда в экономике, как и в литературе, господствуют раздробленность понятий, искажение смыслов (distortion) и выворачивание их наизнанку с целью оправдания зла, в обыденной жизни редко встречаются истинные герои, строящие свою судьбу во благо других людей. Время не эпическое, сетуют иные потакатели духовного застоя, бьющиеся за деньги и комфорт.
Но гуманное общество испокон веков созидают личности, аккумулирующие вокруг себя энергию добра, люди, на которых всё держится, мастера своего дела. Неприметные, не рвущиеся на телеэкран (а теперь ещё вконтактные сети и стриминги), они воспринимают бескорыстный труд, служение на благо людям как цель и смысл жизни. Таким былинным героем предстает в новом романе Левсета Дарчева «Хирург. Последняя надежда» выдающийся советский и российский хирург Рашид Пашаевич Аскерханов.
На обложке герой книги предстаёт в двух ипостасях: мечтательный юноша с отчётливо проступающей в глазах непоколебимой твёрдостью характера и многоопытный хирург-виртуоз, склонившийся со скальпелем в операционной над больным, которому, кроме него, уже никто не в силах помочь.
Герой книги – человек с непростым характером, со своеобразной целеполагающей установкой: «Рашид был двояким, раздвоенным: один – открытый, заботливый, весёлый дома, другой – серьёзный, жёсткий, безжалостный на работе». Писателю удаётся раскрыть его характер, который от страницы к странице всё более завораживает читателя. Очень помогает цикличная структура произведения: художественные главы, в которых описываются ключевые события из жизни главного героя и близких ему людей – безвременно ушедшего из жизни отца, верной жены Наиды, детей, друзей Айгума и Шихсаида, чередуются с информационными, где воспроизводятся биографии известных хирургов Н.И. Пирогова, Н.Н. Бурденко, А.В. Вишневского, вспоминаются трагические страницы руско-японской войны 1904-1905 гг., в которой некоторым из них пришлось принимать участие – подвиг российских солдат под Мукденом, оставленных бездарным императорским командованием без боеприпасов и не отдавших позиции численно превосходившим их и вооруженным до зубов японцам. Немало внимания уделяется достижениям Р.П. Аскерханова во флебологии (науке о лечении венозных заболеваний), научным трудам неутомимого учёного, принёсшим ему мировую славу.
Начинающий хирург проходит суровую школу: прифронтовой госпиталь, крики умирающих и стоны раненых, одному из которых Рашид самолично отпиливает безнадежно повреждённую руку во время первой своей операции… Но его разум противится бездумному отсечению конечностей у истекающих кровью советских солдат. И автор, как внелитературный рассказчик, будто сам находится рядом с Рашидом, несёт вместе с ним бремя неспокойной хирургической практики. Этот эффектный приём применял в своём творчестве Ф.М. Достоевский: так, в «Бесах», где с хирургической пластикой вскрыты язвы и нарывы пореформенного российского общества, великий русский писатель неизменно присутствует рядом с главными персонажами книги, например, в качестве «одного из двенадцати распорядителей с бантом» на безобразном «балу в пользу гувернанток». Впрочем, немало бесов в человечьем обличии – завистливых, озлобленных – сопровождали и Р. Аскерханова в течение всей его жизни. Лишь на смертном одре бессердечные, занимающиеся всю жизнь собой люди вдруг начинали понимать, что Всевышний одаряет талантами не для того, чтобы рваться на ответственные посты и вкушать избыточные материальные блага, а для служения людям…
Не любит талантливого сокурсника его старший товарищ по мединституту Камал Зурабов. С юных лет он расценивает его как опасного конкурента, способного, при желании, занять высокую должность в системе здравоохранения республики, на которую зарится преуспевающий карьерист. В конце концов, исписав кипу доносов на Рашида, Камал проскочил в правительство и сел в вожделенное кресло… Но вот наступает момент истины: спустя много лет Камала привозят из Москвы домой умирать: хвалёные столичные врачи из номенклатурной ЦКБ «отказали в лечении» из-за безысходности. Недостатки характера проявляются и в Рашиде – в первые секунды он злорадствует: «Он столько гадостей мне сделал со времён нашей работы в военном госпитале!» Но благородство и долг врача берут верх, и он вытаскивает врага с того света. Время, впрочем, беспощадно к обоим: организм не выдерживает нескольких десятилетий беспрерывного труда за операционным столом, многочасового бдения за вверенной больницей и многочисленным персоналом: дотянув до желанного 3-го мая 1987 года, в возрасте 67-и лет, выдающийся хирург уходит от всех, кого вылечил и кто его любил, в мир иной. Под пером автора трагическое окончание жизни двух конкурентов приобретает эсхатологическую окраску: «В тот день произошёл мистический случай с Камалом: он с букетом цветов спешил к похоронной процессии, но попал под колёса машины и умер. Слова Рашида, произнесённые Камалу после операции – “Проживёшь столько же, сколько я”, – получили мистический конец. Камал был похоронен в тот же день».
Реквием герою книги – «Исповедь хирурга». Написанная от лица самого Р. Аскерханова и помещенная в самом конце книги, она даже не воспринимается как художественный вымысел: образ героя и образ автора совмещаются в читательском мировосприятии в единое целое.
Автор книги вжился в образ своего героя: немало впечатлений почерпнул, побывав в рабочем кабинете хирурга, тщательно сохраняемом, прочувствовал его рабочий день как бы изнутри. В ходе повествования Левсет Дарчев мастерски описывает ход сложнейших операцией, искусно совмещает негуманитарный текстовой материал (выдержки из научных исследований, профессиональные дискуссии на симпозиумах) и яркие запоминающиеся образы, колоритные пейзажи, с которых, как зрелый мастер художественной прозы, начинает увлекательное повествование: «Лучи тусклого солнца, пробираясь сквозь облака, нарисовали остроконечную длинную геометрическую фигуру вдоль горизонта Каспийского моря».
Результатом творческих усилий набирающего известность российского писателя стал роман о человеке долга. Именно таких людей не хватает сейчас в нашем многострадальном Отечестве. К сожалению, пока продажные СМИ в крупных мегаполисах навязывают модель поведения бездушного «квалифицированного потребителя», повсеместным явлением стала массовая деквалификация населения: лётчики, отрабатывающие аварийные посадки на тренажёре и в трудную секунду гробящие аэробусы вместе с пассажирами; медсестры, путающие перекись водорода с нашатырным спиртом и губящие пациентов. Некомпетентность причисляющих себя к элите недоучек, купивших высокие должности либо посаженных на них в силу принадлежности к авторитетному клану, оборачивается горем для простых людей. И в этой обстановке голос писателя эхом отдается в голове читателя и буравит сознание.
Эта не первая книга Левсета Дарчева, которая попала в мои руки. Я вижу, как он от одной книги к другой оттачивает свое мастерство современного писателя, сохраняя свой собственный литературный стиль, чем-то похожий на почерк классиков мировой литературы. Журналист «Дагестанской правды» Ширвани Айгунов в статье «Верный товарищ» пишет: «…сегодня Левсет Дарчев является одним из тех редких писателей, которого можно читать». А читатель газеты в комментариях пишет: «Левсета не только можно читать, но и нужно». Почему? Потому что художественные интересы писателя разворачиваются вокруг точек нравственного состояния общества. Он как интеллигент и патриот не может стоять в стороне от проявлений духовного застоя, равнодушия, всеобщей утраты принципов высокой морали. Он как мастер психологически утонченного диалога с легкостью передает едва уловимую игру слов и сочетаний и выявляет наружу сложнейшие противоречия человеческого характера. Глубокое знание русского языка и профессия переводчика по нескольким языкам сделала его мастером пера, способным перекладывать свой собственный индивидуальный опыт на героев своих произведений. Поэтому не удивительно, что сайт HistoriTime.ru пишет: «Дарчев Левсет является писателем, создающим, ориентируясь на точные данные и свои собственные выводы, произведения познавательного и прикладного характера. Дарчев Левсет – это необычное и непознанное в одном издании…».
Талантливый писатель научился умело задавать цель своего творчества: выявлять в жизни людей, совершивших поступок, и таким образом воздействовать и воспитывать других. Сегодня таких писателей в России можно на пальцах пересчитать и радует, что он один из них. Левсет Дарчев далёк от окололитератруной грызни за коммерческие псевдопремии и занимается тем, чем и должен заниматься народный писатель – творчеством.
Желаю тебе новых творческих успехов, Левсет!
Валерий Терехин,
писатель, кандидат
филологических наук
*Книга Левсета Дарчева «Хирург. Последняя надежда» вышла на сайте интернет-магазина ЛитРес 8 ноября 2020 года.
Приобрести книгу можно также в интернет-магазинах Озон.ру, Ridero.ru, my-thinking.ru, на сайтах электронных библиотек Ридли, Литмир и др.