Начало в предыдущем номере
Весь коллектив Института, в том числе шесть докторов наук и профессоров, четверо заведующих секторами, целиком и полностью вся профсоюзная организация с официальным письмом обратились в приёмную В.В.Путина с просьбой сохранить Институт хотя бы в таком виде, в каком он функционирует сейчас.
Иначе после всех предпринимаемых министерством нововведений институт «за ненадобностью» может быть тихо и незаметно ликвидирован, точно так же, как и Дагучпедгиз. К этому, к сожалению, и движется все дело в год 100-летия образования ДАССР, а в следующем году Дагестан останется, не дай Бог, без науки и образования, без учебников и учебных пособий по всем языкам, которые и так не переиздаются с 2012 года. Правда, в соответствии с новыми стандартами и примерными программами они по младописьменным языкам подготовлены, обсуждены на Учёном совете НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, рекомендованы к изданию и отправлены в Москву для тиражирования ещё три года назад. И что дальше? Как быть с новописьменными языками? Слово только за министром…
О такой набирающей обороты пагубной тенденции свидетельствует и тот факт, что в дагестанских вузах закрыты все учёные советы по защите кандидатских и докторских советов, тогда как только на одном филологическом факультете Дагестанского педагогического университета их было три. Уму непостижимо и то, что в Ингушетии, где функционирует один язык, открыли совет по языкам, а в полиэтничном Дагестане закрыли и не оставили ни одного. Это тоже, безусловно, «заслуга» наших руководителей и учёных, бывших председателей советов, их непомерных потребностей и т.д.
Никого не волнует и тот факт, что мы сами постепенно умерщвляем свои родные языки, культуру, традиции и обычаи. Об этом свидетельствует значительное сокращение учебных часов по родным языкам и литературам в школьных программах. А теперь нашим министерством принято еще одно совершенно необоснованное и неверное решение – изучение своего родного языка учащимися городских школ дать на откуп директорам школ и родительским комитетам, т.е. по их желанию. Ведь у нас должно быть своё «Я» в конце концов. Родной язык – это душа и сердце каждого человека. Это материнский язык. Может быть, он находится и в крови каждого человека. Мыслительный процесс у детей, особенно тех, кто обучается в сельской школе, так или иначе происходит на родном языке. В принципе каждый человек должен гордиться своей национальностью, уметь хотя бы читать и писать на родном языке. «Гомер ХХ века» Сулейман Стальский, Расул Гамзатов и многие другие наши поэты и писатели прославили Дагестан на весь мир именно на родных языках.
В настоящее время в этой области происходят одни парадоксы и ощущение неотвратимого приближения беды преследует нас. Страшно представить, что будет с изучением родных языков и их будущим в Дагестане, если ликвидироватьи НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи вслед за Дагучпедгизом и Книжным издательством. Проблема вполне серьезная и животрепещущая, ее нужно решать безотлагательно с учетом ухудшающегося положения дел в области науки и образования РД.
НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи в июне 2021 года получил в качестве директора весьма компетентного и эрудированного, хорошо знающего специ-фику полилингвальной дагестанской школы, ясно представляющего свои функциональные обязанности, более двадцати лет проработавшего в качестве заместителя министра образования и науки РД специалиста – Альбину Арухову. Мы обращаемся к ней с криком о спасении и поднятии престижа народного образования в Республике Дагестан. Для достижения соответствующих успехов в своей работе ей крайне необходимо принять все меры для освобождения помещений, занятых министерскими работниками, конференц-зала, заваленного макулатурой, и дать свободу и простор квалифицированному коллективу института почти из 40 сотрудников, в том числе весьма эрудированных специалистов – докторов наук, профессоров, доцентов и кандидатов наук, профессионально выполняющих свои функциональные обязанности. Для того, чтобы привести в соответствие название института с его содержанием, крайне необходимо восстановить сектор педагогики с последующим приглашением ранее работавшего здесь специалиста-педагога, единственного автора учебных пособий по культуре и традициям народов Дагестана проф. Ш.А.Мирзоева.
С учетом того, что три последних министра ни разу не встречались с коллективом НИИ педагогики им. А.А.Тахо-Годи, хотя он числится их подразделением, невольно возникает предложение об отделении этого учреждения от министерства и создании специального фонда для издания соответствующей учебно-методической литературы по младописьменным и новописьменным языкам. Институт был, есть и должен остаться единственным учреждением и основой подготовки учебников и учебно-методических пособий для всех школ с младописьменными и новописьменными языками. Поэтому его надо беречь как зеницу ока, создав все условия для сотрудников и выделив отдельные кабинеты для заведующих секторами. Грешно поднимать руку на такое учреждение!
Обозначенные проблемы заслуживают особого внимания не только главы Дагестана Сергея Меликова и нового министра образования и науки РД Яхьи Бучаева, но и всех руководителей образовательных учреждений и каждого из нас, кто имеет хоть какое-нибудь отношение к образованию и просвещению.