Певец и борец за свободу народа

 

(к 325-летию Мирзы Калукского)

 

Есть личности, имена и деяния которых остаются в памяти народной на века. К их числу принадлежит и Мирза Калукский, который жил и творил в конце XVII – первой половине XVIII вв. В истории дагестанских народов это был тяжёлый период, когда на Дагестан претендовали Иран, Турция и Россия и совершали на горный край разрушительные походы. Несмотря на сложное внешнеполитическое положение Дагестана, в социально-экономическом и культурном отношении края происходят дальнейшие сдвиги.

Дагестанская литература XVII-XIX вв. на арабском языке испытывала общее влияние средневековой арабской литературы. Время, когда творил М. Калукский, – это, по выражению академика И.Ю. Крачковского, «период второй волны арабского влияния на Кавказе». В XVII-XVIII вв. табасараны, как и остальные народы Дагестана, создали литературу на арабском языке, которая выросла на местной почве и отражала события локального характера.

Творчество М. Калукского, тесно связанное с социально-экономическим развитием края, борьбой горцев за свою независимость – это значительное явление как в табасаранской, так и во всей дагестанской истории и литературе. Поэтическая и общественная деятельность М. Калукского еще специально не исследована. Целиком не собрано и его творчество. Исследователи располагают лишь некоторыми произведениями поэта, сохранившимися только в устной передаче народа. Несмотря на это, творчество М. Калукского оказало влияние на поэтов, писателей последующих поколений.

Калук Мирза – доблестный воин, талантливый поэт, основоположник табасаранской литературы, мыслитель, полководец и дипломат своего времени, особо выделяется среди патриотической когорты отважных сыновей Страны гор своей мудростью, полководческим даром, прозорливостью и широким мышлением.

М. Калукский сочинял песни и пел их, не записывая. Основа его творчества – народная поэзия. Многие его песни стали народными, и, наоборот, свои лучшие лирические произведения народ связывает с именем М. Калукского, хранившего в памяти народные песни. Он и его лирические произведения пользовались большой популярностью в обществах и владениях Табасарана. Жители одних табасаранских обществ поэта называли Мирзой Калукским, другие – Ваникским.

Родился Мирза в бедной узденской семье в 1697 г. Жил он трудовой жизнью народа. Многогранно поэтическое творчество М. Калукского. В своих стихотворениях он призывал узденей на борьбу с майсумами, кадиями, которые посягали на имущество и свободу жителей сельских обществ Нитрик, Калук и других. В стихотворении–послании «Ответ хану» М. Калукский не только осуждает табасаранских майсумов, беков, сравнивая их с людоедами, но и предупреждает их за последствия своих античеловеческих действий.

 

Что же это за ханы, беки –
Нескончаемый поток бедствий?
Издеваясь над людьми,
Злорадствуют аждахи.

 

Мирза Калукский выступал против жестоких, жадных притеснителей, выражал и защищал интересы узденей. Поэт писал: 

Вот Калука Мирзы ответ:
Оставь узденей в покое!
Если ты разожжешь огонь,
На нем будет жариться из тебя шашлык.

В стихотворении поэт глубоко сочувствует труженику, описывая его горести и думы; и в то же время в нем звучит суровое предостережение хану: если он не образумится, его ждет расплата.

Мирза Калукский горячо любил свой народ, но также был и поборником дружбы народов Дагестана. В своих произведениях он призывал дагестанских горцев жить в мире и дружбе.

Значительное место в творчестве М. Калукского занимает тема борьбы против иноземных завоевателей. В 30-40 гг. XVIII в. иранские захватчики неоднократно совершали походы в Табасаран. Сохранились легенды и предания, связанные с борьбой местных жителей против полчищ Надир-шаха. Борьбу жителей Табасарана против грозного завоевателя возглавил Мирза Калукский. Когда полчища иранского завоевателя вторглись в Дагестан, М. Калукский призвал народ подняться на борьбу с кровожадным тираном.

Летом 1741 г. в Табасаране произошло одно из крупных сражений – Дюбекское. В стихотворении «Зов к народу» поэт пишет:

 

Эй, милый мой Табасаран,
Родные мои сограждане!
Шах Ирана – немой Надир,
Ненавистный враг идет на нас.
Встанем все, как один,
Как горные смелые львы.
Тот, кто подчинится врагу,
Пусть не выйдет на поле битвы.
Народы Дагестана, как братья,
Сплотятся в единую семью:
Аварцы, лезгины, даргинцы и лакцы –
Братья все помогут.

 

На борьбу с иранскими полчищами Мирза Калукский призывает народ и в стихотворении «Кегер» («Аргамак»), посвященном своему коню.
Мирза Калукский возглавил отряды против завоевателей, защищая территорию не только Табасарана, но и остальных обществ и владений Дагестана. В 1741 г. с отрядом табасаранов он с целью разгрома полчищ Надир-шаха двинулся в Андалалскую долину. Дагестанские горцы выиграли это сражение. Потери горцев были значительными. Погиб и Мирза Калукский.

Но песни обессмертили воина-поэта. Они передаются из поколения в поколение, потому что Мирза Калукский сумел постичь народно-поэтические традиции. На основе анализа социальной структуры табасаранского общества он создал реалистические образы представителей разных слоев общества, выразил любовь к крестьянину-узденю и заклеймил позором майсумов, беков, призывал народ к дружбе, а также совместной борьбе против завоевателей.

Известно, что каждая национальная литература развивается, опираясь прежде всего на собственные художественные традиции. Однако это не значит, что она не испытывает влияния культур соседних народов. Народы, по словам советского востоковеда Н.И. Конрада, «в области культуры всегда были в общении друг с другом» Народы «в области культуры всегда были в общении друг с другом».

На творчество М. Калукского определенное влияние оказала поэзия дагестанских и азербайджанских поэтов. Табасараны находились в разносторонних связях с лезгинами, азербайджанцами, аварцами, лакцами, даргинцами, кумыками и другими народами. Сегодня произведения М. Калукского получают признание у дагестанских народов.
Меня личность Мирзы Калукского заинтересовала очень рано.

Впервые о нём я узнал в годы учебы в школе от учителя родной литературы, затем от старожилов. В период учебы на историческом факультете Даггосуниверситета, работая над дипломной работой о социально-экономическом развитии Табасарана в XVIII – нач. XIX вв., я собрал и использовал сведения, связанные с борьбой жителей Табасарана против иранских завоевателей под руководством М. Калукского. Ценные материалы о поэте мне сообщили жители с. Чере Хивского района Курбан Мурадханов, с. Хапиль Гюльмагомед Пирмагомедов, с. Татиль Гаджикерим Абдурахманов и др.

Мне, после обобщения собранных сведений об этой многогранной и героической личности, предстояло сделать анализ имеющихся материалов, установить дату рождения и смерти поэта. Неоценимую помощь мне оказал арабист Г. Садыки – доцент Даггосуниверситета, который в течение десятилетий собирал арабские рукописи в аулах Дагестана, в том числе Табасарана и располагал сведениями об ученых и поэтах Табасарана.

В годы учебы в аспирантуре Института ЯЛИ Дагфилиала Академии наук СССР, затем в должности уже научного сотрудника указанного Института и ученого секретаря Дагфилиала АН СССР, я продолжил свой поиск, по результатам которого опубликовал ряд статей на страницах газет и журналов, подготовил теле- и радиопередачи о Мирзе Калукском.

В связи с 255-летием гибели М. Калукского в борьбе с полчищами Надир-шаха 10 февраля 1996 г. на страницах газеты «Дагестанская правда» была опубликована моя статья, посвященная поэту-воину. В брошюру «Ученые, патриоты, поэты Табасарана», изданную в 1996 г., также включена статья о деятельности М. Калукского. Очередная моя статья о поэте была опубликована на страницах газеты «Табасарандин нурар» («Зори Табасарана») от 27 февраля 1996 г. Кроме того, очерки о деятельности М. Калукского опубликованы на страницах журналов: «Соколенок» № 11-12, 1996 г. и «Женщина Дагестана» 1997 г. № 2. В частности, в 1997 г. журнал «Соколенок» № 9-10 опубликовал фотографию поэта-воина, реконструированную на основе преданий знатоков-старожилов. Очерк о М. Калукском опубликован и в книге «Из истории табасаран» (Махачкала, 2002).

Учитывая поэтические дарования и подвиги М. Калукского в борьбе против полчищ Надир-шаха, в 1999 г. я обратился в администрацию Табасаранского района с предложением провести мероприятия, связанные с борьбой табасаранского народа против иранских шахов и об установлении памятника Мирзе Калукскому.

В осуществлении задуманного большую роль сыграли мои творческие контакты с известным дагестанским скульптором Г. Н. Гейбатовым. Долгие беседы с ним об истории, культуре Табасарана в скульптурной мастерской определили путь к монументальному воплощению образа замечательного поэта-воина XVIII в.

Личность Мирзы Калукского заинтересовала скульптора. Представленные мной материалы для ее изучения, а также мои беседы о жизненном пути поэта подводили скульптура к поиску пластического воплощения образа. В процессе создания памятника многое изменялось, корректировалось. Большое внимание скульптор уделял национальной одежде поэта, стремясь сохранить неповторимость этой личности.

18 октября 2002 года в селении Хучни Табасаранского района состоялось торжественное открытие памятника поэту-воину Мирзе Калукскому. На мероприятие прибыла правительственная делегация во главе с Председателем Госсовета РД М.М. Магомедовым.

«Торжественное открытие памятника известному поэту-воину XVIII века Мирзе Калукскому, – сказал глава республики,– стало своего рода принятием эстафеты традиционного праздника поэзии «Белые журавли», символизирующего непреходящую память о сыновьях нашей Отчизны, отдавших свои жизни за свободу и независимость Родины».

На митинге в честь открытия памятника Мирзе Калукскому выступили также глава администрации Табасаранского района Н.Д. Шихмагомедов, народная поэтесса Дагестана Фазу Алиева, автор памятника народный художник РФ и РД, скульптор Г.Н. Гейбатов, заслуженный деятель науки РФ и РД, профессор М.Р. Гасанов, ветеран труда Р. Курбанов и другие.

Памятник Мирзе Калукскому, поэту-воину, поборнику дружбы народов, воспевшему в своей поэзии трудовую жизнь народа, ярко отразил духовное величие и красоту горца, гуманистическую направленность его образа. Установленный на древней табасаранской земле, памятник стал напоминанием будущим поколениям о собственной национальной истории и культуре.

Творчество Мирзы Калукского, его подвиги получили освещение в романах Багира Раджабова «Тайна чести», Шапи Казиева «Крах тирана» и др. В историческом романе «Тайна чести» известный поэт и прозаик Б. Раджабов показал роль Мирзы Калукского в объединении горцев против полчищ Надир-шаха и разгроме их.
9 октября 2021 года в с. Хучни состоялась научно-практическая конференция, посвященная 280-летию разгрома полчищ Надир-шаха в битве у селения Дюбек. Участники конференции рекомендовали администрации Табасаранского района периодически отмечать «День М. Калукского», а также учредить значок «Калук Мирза – поэт-воин».
Наши современники гордятся Мирзой Калукским – поэтом-патриотом, певцом справедливости и любви.