Родники Аркита

 

 

 

Облагораживание родников, также, как и ремонт и строительство дорог общего пользования, всегда считалось богоугодным занятием. Не все поселения Табасарана, как, впрочем, и Дагестана, достаточно обеспечены водой. Провести воду из находящегося за пределами села источника было нелёгким делом. В основном трудности были сопряжены с отсутствием материала для водопроводов. Кроме того, источник должен был находиться выше уровня села.

 

Воду в родник «Ццаан шар» (Верхний родник) в Арките провели из источника «Хянгъярин шар». В местности «Заан хярар» (Верхние луга) и сейчас видны остатки керамических труб первичного водопровода. Потом их заменили железными. Уже в середине ХХ века стали появляться многокилометровые водопроводы. До этого горцы бережно относились к воде, максимально рационально используя имеющийся запас живительной влаги.

Предназначение родников было самым разнообразным. Кроме как источник воды, родник служил местом поения скота, стирки одежды.

Строились родники из тёсаного камня. Некоторые предусмотрительные мастера строили закрытое водохранилище (эц), где вода накапливалась и поступала непосредственно к водоотводу. На родниках, расположенных внутри сел, водостоки устанавливались на такой высоте, чтобы под него можно было поставить кувшин. Обязательным элементом почти всех родников были длинные, шириной и высотой примерно 70 см резервуары (латар) для поения скота и стирки. Впритык к резервуарам территория устилалась большими плоскими каменными плитами «шавар», чтобы стирать на них ногами одежду.

 

Архитектура у родников самая разная, и все они имеют свои названия. Родники являются не только источниками воды, но и украшением населённых пунктов и их окрестностей, хранителями памяти об их строителях.

Родник «ГунтIарин шар» (Хол-мовая вода) в 1,5 км выше села Аркит между местностями «Заан Хярар» и «Гумгъит». Строитель неизвестен. Предположительно, раньше на этой местности располагалось селение «ГунтIарин гъул» (Село на холмах), по преданию вымершее от эпидемии оспы.

«ЦIин шар» (Огненная вода) – родник в 1,5 км вверх от села Аркит, по дороге в село Ушниг. Мастера – Шихкеримов Нурмагомед и Гаджиев Зияутдин.

«НикIат» – родник в 2 км ниже села Аркит. Источник воды для местности «НикIат бахчияр». Построили Гаджиев Гаджимурад и Агасиев Фаргат.

«Мяхъяригь» – родник в 2 км вниз от села, по дороге к реке Рубас. Здесь находилось одноимённое село, по преданию обезлюдевшее из-за эпидемии оспы. Источник воды для местности «Дюше бахчияр». Облагорожен в 1958 году мужем и женой Зиявутдином и Джюме Гаджиевыми.

Недалеко от «Мяхъяригь» по дороге в местность «Дюше бахчияр» есть источник, который за вкусную и холодную воду аркитцы назвали «зум-зум». Его водой сельчане утоляли жажду по пути с речки.

Родник являлся источником питьевой воды для животноводов колхоза. Построен в 1960 году по предложению председателя колхоза Шихалиева Мирзабалы мастерами Гаджиевым Зияутдином и Абдуллаевым Талибом. Сюда провели воду из источника «МикIлан шар» (Вода от ревматизма). У истока воды имелся каменный резервуар типа ванны. Её наполняли водой, затем разжигали костёр и накаляли камни. Потом их опускали в воду. Когда вода нагревалась, для людей, страдающих ревматизмом, устраивали ванные процедуры. Говорят, что помогало. Для лечения в домашних условиях приносили грязь из этого источника, намазывали на суставы и обматывали материей. Источник с такими же свойствами воды находился в местности «ТIурча» в сторону реки от села Цанак.

Другой сероводородный источник «КIари штар» (Черные воды) расположен ниже местности «Хючерик» (место для охоты) в сторону реки.

Так выглядел Аркитский родник «Пир булаг» (Святой источник); его ещё называли «Ашага булаг» (Нижний родник). Построен Гаджиевым Гаджимурадом и Агасиевым Фаргатом в 1933 году. Левая часть, где размещался водонакопитель «эц», построена Шихкеримовым Нурмагомедом в начале 1950-х годов.

В 2015 году после ремонтных работ и благоустройства родник стал выглядеть по-иному. Работы были выполнены на средства выходца из села Аркит, мецената Рагимова Фархата Идрисовича мастерами Гасанбековым Алибеком, Гасанбековым Назиром, Гаджиевым Исмаилом.

Аркитская пещера «святых (звенящих) сосцов» в прошлом была местом паломничества суеверных табасаранов. Это небольшой грот, в центре которого находится озеро с холодной прозрачной водой: с потолка свисает большое количество разнообразных по форме сталактитов – «сосцов». Вода, падая с «сосцов», издает мелодичные звуки. В местах падения капель воды образовались сталагмиты. Сталактиты и сталагмиты, слившись, образовали сталагнаты.

В народе бытует поверье, что, когда к источнику подходил человек, за которым имелись грехи, вода начинала булькать, клокотать, как бы выражая своё недовольство. Жители села бережно относились к источнику: прилегащую к пещере территорию содержали в чистоте, регулярно проводили чистку и самой пещеры «святых (звенящих) сосцов». Это считалось богоугодным занятием, но не всякий удостаивался чести участвовать в нем. Для ухода за пещерой отбирали людей из числа самых чистых, честных и праведных жителей села.

Чисткой обычно занимались мужчины. Предварительно совершив омовение и одевшись в чистую лёгкую одежду, они входили туда через маленькую дверцу. На «сосцы» наплёскивали солёную воду, и тогда с них переставала капать вода. Помещение убирали, чистили, промывали, потом опять наплёскивали воду на сталактиты, и вода снова начинала капать, издавая мелодичные звуки.

Воду для питья разрешалось брать только на следующий после чистки день.

В пещере «святых (звенящих) сосцов» берёт начало родник «Пир булаг» (святой источник). Расположена пещера в святой роще «Пирар», считающейся одним из самых святых мест в Южном Дагестане.

Нужно отметить, что пещера «святых (звенящих) сосцов», и родник «Пир булаг», расположенные в святой роще «Пирар», издавна являлись местами, где проводились (да и продолжают проводиться до сих пор) различные ритуалы, обряды, в большинстве из которых наблюдаются отголоски язычества. Именно отсюда начинался обряд вызова дождя – Гудил (у табасаран божество дождя) или обряд вызова солнца – Гунгерек. Для исполнения таинств к источнику приводили рожениц, у которых не хватало молока для ребёнка.

И поныне в Арките на третий день после свадьбы невесту ведут на родник «Пир булаг», чтобы она выпила священной воды. Ее сопровождает группа женщин. У родника невесте произносят пожелания, чтоб она прожила счастливую жизнь, родила семерых сыновей и семь дочерей; дают ей попить и поливают ее ноги водой из святого источника. Всем присутствующим раздаются сладости.