Система счета времени у табасаранцев

 

 

Продолжение.
Начало в №31

Тинитцы считали, что каждый человек должен знать сам, какой день для него больше подходит. Для одного, считали они, удачливым может быть понедельник, для другого – вторник и т. д.

Во всех селениях в среду не рекомендовали давать другому человеку какую-нибудь вещь из своего хозяйства как насовсем, так и взаймы. Считалось, что с отданной вещью дом может лишиться изобилия, благополучия. Особенно должны были опасаться давать в среду огонь. Дать огонь означало лишиться очага. По той же причине и в другие дни после наступления темноты не давали огня (во всех селениях).

Считалось нежелательным в среду и субботу стричь ногти (с. Дюбек).
Хотя в целом материал и разнится по селам, тем не менее наиболее неудачливыми, «тяжелыми» днями в большинстве сел считались пятница, суббота, среда, для некоторых сел и вторник.
Были дни благоприятные для выполнения полезных для дома, семьи дел. Так, во многих селах наиболее благоприятными днями считались четверг, воскресенье, понедельник. Например, межгюльцы за невестой посылали в четверг. ЧIеринцы все полезные дела старались выполнять в четверг, в пятницу после обеда и в среду до обеда.

Но к среде и пятнице у народа существовало особое отношение. Говорили, что если в пятницу начнется дождь, то он будет идти целую неделю, а если в среду, – то до пятницы. Подобные запреты магического характера, связанные с определенными днями, были широко распространены и у других народов.

 

Из книги Алимова Б. М. А – 50 Табасаранцы (XIX – начало XX в.):

Историко-этнографическое исследование.

Дагестанский научи, центр РАН Ин-т истории, языка и литературы

им. Г. Цадаеы.–Махачкала: Дат. кн. иэд-во, I992.– 264 с. С. 75-76