Материальная культура табасаранцев, как и культура любого народа, имеет ряд специфических черт и является одним из проявлений состояния экономики, особенностей природногеографических условий (экологии), культуры и общественного сознания народа. На формирование материальной культуры оказывает влияние целый ряд факторов: естественно-географические условия, хозяйственная деятельность, этнические традиции, социальные преобразования, внешние факторы и т. д.
Поселения
Поселения табасаранцев складывались на протяжении многих веков под влиянием социально-экономических, политических и природногеографических условий. При выборе места для поселения табасаранцы, как и другие народы, руководствовались несколькими принципами, главными из которых являлись: безопасность (труднодоступность); наличие вокруг поселения земли, годной для пастбищ, сенокосов и пахоты; наличие водного источника вблизи поселения. «…».
Однако соображения обороны, а также стремление к экономии пахотной земли (лучшие земли оставляли под пашню, сенокос, пастбища) были главной причиной неудобного расположения поселений, особенно в Верхнем Табасаране. Почти все поселения XIX века здесь расположены на труднодоступных, иногда безводных склонах гор, у речных обрывов, ущелий. Так, например, сел. Джули, Кужник, Межгюль, Верхний Ярах, Туриг, Ничрас, Сертиль, Вертиль, Халаг, Кондик, Цудик, Чере, Хурсатиль, Атрик и многие другие представляют собой естественные крепости. Главный расчет был на создание естественных преград и экономию, сохранение земли, пригодной для хозяйственного использования.
О неприступности табасаранских сел писали многие авторы. Так, П. Ф. Симонович пишет: «Верхняя возвышенность главного хребта, тамошними жителями Бентом называемого, покрыта дремучим лесом; с обеих же сторон в покатостях своих чрезвычайно крута и имеет множество каменистых утесистых стремнин, и сие то самое образует страшные дефилеи, прикрывающия проходы к верхним жилищам табасаранцев и закрывающие по положению Дербента сообщение Северного Дагистана с Южным и Ширваном». Далее: «Дороги сии (на Митаги, Дарбах, Зиль. – А. Б.) по вышеупомянутому местоположению Табасаранского хребта к проходу регулярных войск весьма трудны. Они все идут по крутизнам гор каменистых, стремнинам и тесным проходам, окруженным лесами и утесами».
«…». Несомненно, оборонное значение имели сооруженные в разных селах башни, крепости (сел. Хоредж, Хив, Корчаг, Камах, Бильгади, Гимейди, Дарваг, Зиль, Хучни).
Стремление табасаранцев располагать свои поселения в неприступных местах, сделать их труднодоступными было вызвано целым рядом причин, как внутреннего, так и внешнего порядка. «Обстановка частых столкновений, феодальных войн, нерегулированность взаимоотношений феодалов диктовала необходимость защиты от нападений» (Козубский Е.И.). Как и все народы Дагестана, табасаранцы испытали немало иноземных вторжений. Совершенно очевидно, что все это не могло не отразиться на характере поселений. Лишь после присоединения Дагестана к России, когда политическая обстановка сравнительно нормализовалась, оборонительный фактор отступил на задний план. На первый план выдвигается фактор хозяйственноэкономический.
Когда вопросы обороны перестали играть решающую роль в селостроительстве, многие населенные пункты, расположенные на наиболее неудобных местах, получили возможность спуститься ниже. Но большинство же селений (сел. Сертиль, Зертиль, Ханаг, Кра, Гюхра, Джули, Чере и др.) продолжали оставаться на неудобных для жизни местах. Это в основном характерно для западной части Табасарана, где особенно остро ощущалось малоземелье. Все чисто скотоводческие селения также продолжали оставаться на прежних местах из-за близости горных пастбищ (Атрик, Хурсатиль, Фурдаг, Вертиль и др.) «…». Даже те населенные пункты, которые получили возможность спуститься на более ровные участки, старались занять под поселение каменистый участок, который был непригоден для пахоты, сенокошения и пастьбы скота. Таким образом, оборонные соображения были не единственной причиной неудобного местоположения поселений в Верхнем Табасаране.
Другим важнейшим условием при выборе места для поселения, как во все времена (для древних и поздних), было наличие поблизости или около селения воды.
Немаловажное значение при выборе места для поселения играла и солнечная ориентация. Почти все табасаранские селения расположены на склонах, обращенных на юг, юго-восток и юго-запад. Это давало возможность значительно экономить топливо, использовать солнце в хозяйственной деятельности (сушка мяса, фруктов, шерсти, кожи, сена, кизяка и т. л.). Так же, как и у других народов Дагестана, солнечная ориентация у табасаранцев имела в свое время и определенное ритуальное значение. Конечно, кроме указанных выше факторов (оборонительный, малоземелье, близость к воде, ориентация по солнцу), на формирование поселений определенное влияние оказывал и рельеф местности. Различные природно-географические условия в какой-то мере определяли и характер поселений.
В XIX веке основным и единственным типом поселения табасаранцев является «гъул» («селение»). Это многоквартальное село, характеризующееся расселением родственными группами. Как в Южном, так и Северном Табасаране не было отселков. Размеры табасаранских селений в XIX веке были небольшими, даже чрезвычайно малыми. Сравнение статистических данных дает основание считать, что поселения горного типа (Верхний Табасаран) более мелкие по сравнению с поселениями Нижнего Табасарана. Некоторые же поселения с небольшим числом дворов (сел. Хакъ – 1, Зартиль – 1, Сиврикъ –1, Гарахъ – 3, Джагрикъ – 4, Кулюрд-жакъ – 4, Джудживарикъ – 4, Хархни – 5, Сулантиль – 5, Вартатиль – 5, Уджугъ – 6, Ергюнагъ – 7, Гуракъ – 7, Мехти-Кент – 7, Мурад-Али-Кент – 6, Чагдыхъ – 8, Хурцатиль – 8, Ярагъ – 8, Хурсикъ – 8, Гуртиль – 8, Урсигъ – 8, Фергиль – 8, Юргилигъ – 9, Гарикъ – 9, Вичрикъ – 9, Ахгка – 10, Бухнагъ – 10, Ханакъ – 10, Афна – 10, Шиля – 10, Гули – 10, Куркак – 10, Гегнахъ – 10 и т. д .
В целом поселения табасаранцев в XIX веке насчитывали в среднем 25 хозяйств. В первой четверти XX века – 46 хозяйств. (Для сравнения: поселения агулов в среднем около 60 хозяйств). Но были и крупные поселения, где число хозяйств достигало 100 – 150 дворов. Так, сел. Куркент – 162, Нютюг – 131, Карчаг – 126, Зизиг – 101, Чара – 109, Хоредж –77, Сыртыч –72 и т. д.
По нашим материалам (этнографическим, археологическим), наиболее древним типом поселения табасаранцев, как и в других субрегионах, является небольшое поселение, в котором жил один родственный коллектив (родовое поселение). На определенном этапе исторического развития происходит процесс распада тухумных поселений, на смену которым приходят крупные территориально-тухумные поселения. Этому способствовали сдвиги в экономической жизни народа. Этот процесс на территории Табасарана происходил неравномерно. В одних случаях жители нескольких небольших родовых поселений, находившихся поблизости, подселялись к какому-нибудь бытующему селению и образовывали более крупное территориальнотухумное поселение. Во время подселения выходцы из одного тухумного поселения поселяются компактно, занимая отдельный квартал. В других случаях большие тухумные поселения образуются за счет естественного роста населения своего родового поселения. В таких поселениях проживают тухумы, которые произошли от одного предка.
С основанием каждого селения табасаранцы связывают различные предания. Возникновение одних из них приписывается определенным лицам, топонимика других связывается с этнической принадлежностью их жителей или с местами, откуда они прибыли. Народная память сохранила и сведения о перемещениях с места на место жителей ряда аулов, о неоднократных разрушениях, разорениях.
По преданиям, сел. Хучни семь раз разрушалось и семь раз восстанавливалось. «…». Интересны предания, легенды, связанные с образованием территориально-тухумных и многотухумных поселений. Так, например, сел. Атрик, по преданию, образовалось из остатков населения шести сел, пострадавших в результате нападения на них «неверных». Развалины некоторых из этих средневековых поселений можно видеть и сейчас. Эти поселения назывались, согласно преданию, Хъучларин гъул, Шагьидар, Шажарин гъул, Хила, Пенджи, АьхичIил-хъар, Хиар.
Согласно преданиям, сел. Ляхля образовалось в результате слияния трех сел – Ляхля, Харжаг, Чиллар. Информаторы рассказывают, что во времена иранского нашествия эти села были полностью разрушены. Оставшиеся в живых жители подселились в сел. Ляхля. Аналогичное предание имеется о сел. Хурик. По преданиям, в сел. Хурик подселились жители еще двух сел. – КютI и Тураг. Селение КютI было рас- положено в местности «Хина», а селение Тураг – в ущелье Учни. Эти аулы, как и многие другие табасаранские аулы, были разрушены иноземными завоевателями. Часть населения разрушенных сел перешла в сел. Хурик.
Из книги: Алимова Б. М. А – 50 Табасаранцы (XIX – начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научи, центр РАН Ин-т истории, языка и литературы им. Г. Цадасы.–Махачкала: Даг. кн. иэд-во, I992.– 264 с. С. 75-76
На фото: Старое село Чулат Табасаранского района до землетрясения (1962). Автор — С.Г.Гашимов.
Продолжение в следующем номере