Народная одежда табасаранцев

 

 

Начало в №38

Черкеска – «чуха» была праздничной и выходной одеждой табасаранцев, и ее имели 2–3 состоятельных человека в селе. Отправляясь в соседнее село по какому-либо важному делу (на свадьбу), односельчане всегда одалживали «чуха» у состоятельных родственников. Её обычно носили поверх бешмета. В среде представителей имущих классов она была распространена повсеместно. Отличалась от крестьянской качеством материала и богатством украшения. Шили ее из домотканого сукна черного, бурого, коричневого, серого, редко белого цветов. Но наиболее распространенными были черный и коричневый цвета. Черкески представителей имущих классов шились из дорогого фабричного сукна.

 

Черкеску носили всегда застегнутой, подтянутой поясом из узкого ремня с металлической пряжкой, украшенной различной формы пластинками, подвесками. На поясе обязательно подвешивался кинжал. Богатые табасаранцы надевали серебряные пояса, бедные носили простые черкески с недорогими кинжалами.

Покрой черкески был схож с «валжагъ». Она шилась в талию с цельными расклешенными книзу от талии полами, цельной спинкой, подрезанной с боков на уровне талии и затем клинообразно расширенной книзу, со вставными боковыми клиньями, без воротника, с подкладкой до поясницы и в рукавах до локтя из яркой материи.
Черкеска имела на груди небольшой разрез, откуда виднелся «валжагъ». По бокам на груди пришивались газырницы с газырями – «везни». Количество газырей от 5 до 7–8 штук, в зависимости от социального положения ее владельца. У богатых газыри украшались серебряными головками.

Рукав черкески вшивной, прямой с небольшим разрезом, широкий и длинный. На конце рукава делается лопастеобразный раструб, покрывающий кисть руки. Передние борта и рукава черкески для украшения обшивались декоративным шнуром или позументом.

В настоящее время черкеска в быту почти не сохранилась. Широкое применение она получила лишь в ансамблях и в кружках художественной самодеятельности.

К традиционной одежде табасаранцев относится и овчинная шуба «ургам» или «юргам» (диалектный вариант), служившая зимней верхней одеждой. Ее надевали в холодные дни на бешмет и на черкеску. Она бытовала в двух вариантах: шуба «хъеверхьри ургам» («хивхьри» или «хъавхьри» – южн. таб.) или «чубухайрайи юргам» (диалектный вариант) и «кавал ургам» или «лапач юргам» (диалектный вариант). «Хъеверхьри ургам» или «чубухайрайи юргам» имела почти тот же покрой, что и бешмет. Она шилась по фигуре, слегка приталенной и расширяющейся книзу. Передняя часть ее была отрезной в талии, с застежками до пояса, а задняя состояла из цельных клиньев. Рукав делали длинный и узкий, воротник шалевый. Шуба эта была легкая, у молодежи до колен, у мужчин среднего возраста чуть ниже колен. Ее начинали носить с самого раннего детства. Эта шуба служила рабочей и повседневной верхней одеждой, а для бедноты и выходной.

Зажиточная верхушка шила шубы из шкурок лучших пород овец. До пояса и в рукава, вдоль распаха вшивали самую красивую и мохнатую овчину.

В Северном и Южном Табасаране получили широкое распространение, как и во всем Дагестане, шубы («кавал ургам» или «лапач юргам») с ложными рукавами. Надевалась такая шуба внакидку. Ее носили только пожилые мужчины в свободное от работы время (на «гиме», дома). Этой шубой часто укрывались ночью. В покрое она имела форму расклешенной накидки с шалевидным воротником до самого подола. Длина ее иногда доходила до самых пят. Такие шубы сохранились в некоторых домах и в наши дни.

В послевоенные годы в Северном Табасаране получили широкое распространение шубы-пальто с отрезной талией из крашенных в черный цвет шкур.

Некоторое распространение здесь получили меховые и матерчатые безрукавки «бицIи ургам». Бурка-накидка – «юрт», которая так широко бытовала почти у всех народов Дагестана и Кавказа, у табасаранцев не получила распространения. Пастухи, чабаны вместо бурки надевали войлочную накидку «лит». На шее «лит» завязывалась шнурками из сыромятной кожи.

Головные уборы.

Большим разнообразием отличались у табасаранцев головные уборы. Материалом для их изготовления служили овчина, сукно, войлок, каракуль. Для изготовления нарядных парадных папах использовалась шкурка высокого качества, которую вырабатывали из улучшенной породы овец. Выбирали шерсть естественных цветов – черную, белую, серую.

Форма, покрой и материал позволяют нам выделить следующие типы мужских шапок: «парах бачукI» – традиционный головной убор, распространенный повсеместно, сшитый целиком из простых шкурок длинноворсных овец. «Парах бачукI» (разновидности – «ашли бачукI», «хункI») являлся повседневным и рабочим головным убором, который носили чабаны, пастухи, бедные крестьяне.

Одновременно с «парах бачукI» носили папахи «шиш бачукI». Она являлась парадной и выходной для беднейших крестьян и повседневной для состоятельных табасаранцев. «Шиш бачукI» шили из шкурок местных улучшенных пород овец. По форме она была высокая, конусооб-разная с суконным верхом. Некоторые состоятельные мужчины носили каракулевые шапки – «бухара бачукI». По форме они были различные – конусообразные, расширяющиеся кверху, сплошь каракулевые и с бархатным верхом.

Следует отметить, что все эти шапки-папахи шились на теплой подкладке. Все табасаранцы среднего и пожилого возраста носили и так называемые домашние или ночные шапки-колпаки – «гуту» или «хунк», «улукIай» (диалектный вариант. Северный Табасаран). Такая шапка шьется из четырех или шести клиньев шерстью внутрь и имеет глубокий купол. Во время полевых работ в Южном Табасаране носили войлочные шляпы.

Табасаранцы, как и все горцы, бережно относились к своим головным уборам. Папаха же главы семьи считалась наиболее дорогим и почетным элементом одежды. Видимо, поэтому в каждом доме в прошлом имелась специальная подставка «бачукI иливру гурд» – для папахи главы семьи.

В настоящее время в селах мужчины носят те же головные уборы, что и в городе – шляпы, фуражки, ушанки, меховые (ондатровые, норковые) шапки. В то же время во всех селах некоторые представители старшего поколения все еще продолжают носить традиционные меховые шапки.

Оружие и украшения.

Следует сказать, что сами табасаранцы не занимались изготовлением оружия, за исключением чабанских кинжалов «гьумкун». Все виды оружия и украшения они приобретали в Харбуке, Кубачи, у лакцев (северные табасаранцы), Дербенте (южные табасаранцы). Табасаранцам известны кинжал – «хвалчен» («ханжал» – лит.), копья – «къилинж», лук – «чIимир», стрела – «ух» («укар»). Широкое распространение в Северном Табасаране получили пистолеты – «къанкильчлины тапанчи». Наибольшее распространение как в Северном, так и в Южном Табасаране имел кинжал – «ханжал», с которым табасаранец не расставался никогда.

Мужская одежда табасаранцев, так же, как и у других народов Дагестана, почти не украшалась. Основным и единственным украшением мужской одежды являлся пояс «чIул». Пояс, в свою очередь, украшался различными металлическими пряжками, подвесками – «везде цирцсирар», пластинками – «квани зазар» (у зажиточных – серебряными, у бедных – медными). К поясу надевалось и оружие (кинжал, пистолет, шашка). Элементом украшения служили и газыри («везни»). Одежда молодых людей украшалась богаче.

Мужчины в Табасаране в первой половине XIX в. брили голову наголо. Мальчикам иногда оставляли на макушке хохол. Люди пожилого возраста и старики отпускали усы и бороду. Существовал обычай отпускать бороду в знак траура.

Мужская обувь.

Повсеместное распространение в быту табасаранцев в XIX – начале XX в. имела обувь из сыромятной кожи домашнего производства. Для изгототовления обуви употребляли шкуры как крупного, так и мелкого рогатого скота.
Национальная обувь табасаранцев представлена несколькими типами: дирихи – «тIирихар», чарыки – «канцалай», («къячалйир»), башмаки – «башмакъар», комбинированные сапоги. Самыми распространенными из них были «тIирихар» – обувь из цельного куска сыромятной кожи, собранной вокруг ноги на ремешок, продетый в прорези. Подобная обувь была распространена у «лезгин и родственных им цахурцев, рутульцев, агулов, табасаранцев, верхних кайтагцев, а также среди дербентских азербайджанцев и жителей трех кумыкских селений: Темираул, Чонтаул, Каякент, связанных своим происхождением с Азербайджаном. Нередко лирихами пользовались и женщины, в основном Южного Дагестана – цахурки, рутулки, лезгинки, агулки, табасаранки и верхние кайтачки». «ТIирихар» носили с вязаными носками «атIнар», обмотками «тулакъар» или портянками «чаппар». Обмотки делали из домотканого сукна. «ТIирихар» носили в основном чабаны, пастухи, косцы, вообще работающие люди. Такая обувь у чабанов кое-где бытует и в настоящее время.

Широкое распространение имели в Табасаране чарыки – «канцалай». Их также шили из сыромятной кожи. «Канцалай» имели форму полуботинок с загнутым носком и доходили обычно до щиколотки. Они шились из цельного куска кожи со швом на носке, реже на заднике и подошве. «Канцалай» носили со специальными носками из сукна или обмотками. Для бедных табасаранцев «канцалай» служили и выходной обувью. В данном случае к ним шили ноговицы из сукна, войлока. Под коленями их обвязывали ремешками или шерстяными завязками. Парадные ноговицы украшали тесьмой.
Значительное распространение среди состоятельной части населения получила обувь из мягкого черного сафьяна. Обычно это была парадная обувь. Она состояла из глубоких чувяк и ноговиц. Ноговицы также шили из сафьяна. Они плотно охватывали голень от щиколотки до колена. Шов ноговиц проходил сзади ноги (посередине). Для дома шились суконные ноговицы. Обувь из сафьяна сохранилась вплоть до 40-х г. XX столетия.

Некоторое распространение получили здесь «башмакъар» без задников на деревянной подошве. Башмаки табасаранцы покупали в готовом виде в Дербенте. Широкое распространение получила кожаная обувь на твердой подошве, изготовленная из покупных кож кустарями. В начале XX в. некоторые табасаранцы носили и покупные готовые сапоги фабричного производства. С проникновением фабричной обуви кожаная обувь домашней выделки быстро стала исчезать из быта.

Позднее, в 40-е гг. XX в. табасаранцы стали носить и кожаные галоши («калушар»).

Суммируя вышеизложенное, можно заметить, что мужская одежда табасаранцев XIX – начала XX в., несмотря на определенные локальные особенности в ряде элементов, имеет много общего с мужской одеждой других народов. Причина этого явления заключается не только в исторически сложившейся общности табасаранцев с другими народами Дагестана, сходстве хозяйственных и бытовых условий, но и в интенсивном взаимном общении, подвижности мужской части населения.
Традиционная одежда мужчин и мальчиков имеет одинаковый покрой.

 

 Из книги: Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX – начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научный центр РАН Ин-т истории, языка и литературы им. Г.Цадасы. – Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. – 264 с. С. 99-103.

 

Народная одежда табасаранцев