Роль русских учителей в нашей жизни

 

 

 

Когда мы уже перешли во второй класс, в нашу школу приехали русские учителя. Это Валентина Васильевна (русский язык), Галина Романовна из Горловки, Лидия Викторовна из Ярославля, Татьяна Осторожная. Их всех отправили в нашу школу по заявке директора. Приехав в Дагестан, они, не щадя себя, работали с нами. Магомед Магомедович [директор Джулинской семилетней школы. — Ред.] понимал, что детям нужно дать глубокие знания, не отрывая от воспитательного процесса. А учителей из местной интеллигенции не хватало. Школа должна была обеспечивать выпуск грамотных, воспитанных и образованных людей. Он понимал, что надо найти способных педагогов.

 

 

Приезд юных, не видевших трудностей в родительских домах русских учительниц, можно считать подвигом. Они вели почти все предметы. Мне даже трудно сейчас определить, кто из них что преподавал. Попугаева Валентина Васильевна нам преподавала русский язык и математику в третьих, четвёртых классах. Уроки отличались ясностью цели, логическим содержанием, посильностью заданий. Она побуждала нас к самостоятельности в приобретении знаний, уделяя на каждом уроке большое внимание словарной работе. Мы пересчитывали после каждого урока, какие новые слова освоили, запоминали.
Иногда приезжие учительницы учились у нас словам табасаранского языка, расспрашивая значение часто встречающихся слов. В те годы наши сельчане не знали русских слов.

Помню, то ли в третьем, то ли в четвёртом классе мы все плохо написали контрольную работу по математике. Преподавал ее наш сельский учитель Гусейнбег. После такого «позора» директор школы Магомед Магомедович передал уроки математики в 5-м классе Валентине Васильевне Попугаевой. Помню, как она заново учила нас азам математики. Нам предмет стал понятен и интересен. И мы, благодаря её усилиям, через некоторое время успешно написали контрольную работу. Директор был очень доволен результатами её работы.

Лидия Викторовна Демидова была душой школы – она занималась нами не только на уроках, но и после уроков. Родителям мы говорили, что и после обеда идем заниматься, а на самом деле учительницы вели с нами внеклассную работу, ставили сценки из произведений русской литературы, заучивали наизусть стихи. Помню, Лидия Викторовна сама играла в школьном спектакле.
Ставили пьесу Чехова «Лошадиная фамилия». И мы, как артисты, участвовали сами, то есть они учили нас творить искусство. Школа-то была семилетняя, а ее требования были большими. Лидия Викторовна всегда говорила, что чтение художественного текста своего рода искусство, а искусству надо учиться всю жизнь.

И все эти учителя Джулинской семилетней школы внесли неоценимый вклад в развитие и воспитание не только детских душ, но и взрослого населения нашего села. Многие учительницы навсегда остались в наших селах (Гуми, Халаг, Бухнаг), связав свою судьбу с Табасараном. Это учительница начальных классов Лидия Ивановна (Гуми), Нина Викторовна (Бухнаг), Антонина Михайловна (Хучни) и многие другие.

Помню Нину Викторовну Седову. Она родила трёх сыновей и работала в Халагской СОШ до конца жизни. Даже тогда, когда мы разговаривали с ней на русском языке, она говорила с нами по-табасарански. Не только я, но и весь наш выпуск очень благодарны им за тот вклад в развитие духовной жизни школы и села.

Перед глазами Галина Романовна, которая весь учебный год ходила в одном платье и кофточке зелёного цвета. Её одежда нам казалась богатой, красивой. Она говорила, что брат вернулся с войны инвалидом и все свои деньги она посылает ему и родителям. Помню и Грайворон Татьяну Петровну, кажется, из Курской области, работала учительницей начальных классов. Мы с интересом воспринимали материал предмета, и узнавали всё то, что необходимо знать, непосредственно на уроке, дома только повторяли. В учениках она развивала творческую самостоятельность, прививала любовь к труду. Попутно интересовалась семьей каждого ученика, посещая их на дому.

Сейчас я делаю выводы об уроках Татьяны Петровны, что ей характерны были любовь к детям, тактичность, компетентность. Она оставила в своих учениках светлый образ и идеалы. Потом, когда школа отмечала свое пятидесятилетие, она приехала в наше село, жила у нас дома, так как мой брат Мирза был тогда директором школы. С теплотой она отзывалась не только о Табасаране, но и о Дагестане в целом.

Русские учительницы оставили глубокий след в духовном развитии сельчан, в становлении, преобразовании и развитии Табасаранского района, Дагестана. У каждой из них, в зависимости от подготовленности, был свой стиль и методы работы. Я в своей работе многое переняла у них и стала педагогом благодаря приезжим учителям. Мы до сих пор носим в душе их светлых образ, признательны и благодарны им всю свою жизнь. Многие из них уже ушли в мир иной. Царство им небесное, как говорит русский народ.

 

 

Выдержки из книги «Судьбой дарованное время»,
Махачкала, 2021