Табасаранскому району – 90 лет
Продолжение.
Начало в №№ 30-32
Личные подсобные хозяйства (ЛПХ)
Сегодня в Табасаранском районе 10319 семей имеют личные подсобные хозяйства. В совокупности они содержат более 22 тыс. голов крупного рогатого скота, в т.ч. 8268 коров, 14532 голов овец и коз и 93668 голов птиц. В 2018 г. они произвели 1344 т зерна, 5877 т овощей, 5088 т картофеля, 4995 т плодов, 1764 т винограда, 2502 т мяса в живом весе, 1643 т молока, 29,1 т шерсти, 35 т меда и 10123 штук яиц, посадили 23 га садов. Эти цифры показывают, что имея незначительные земельные угодья, при отсутствии соответствующей техники и оборудования, без помощи специалистов сельского хозяйства, господдержки жители в своих подсобных хозяйствах ежегодно производят значительную часть продукции сельского хозяйства района. Их роль значима не только с точки зрения продовольственного обеспечения населения, но и создания дополнительных рабочих мест на селе, строительства малых перерабатывающих предприятий, развития сферы услуг. Они оказывают огромное влияние на формирование сознательного климата в сельской местности, развитие сельских территорий, обеспечение занятости людей, повышение их доходности, сохранение и развитие истории, духовности, культуры и традиций дагестанцев. Глава семьи несет ответственность за обеспечение домочадцев необходимыми средствами, самостоятельно принимает нужные решения, а вознаграждением ему является полученная прибыль, которая служит и источником средств к существованию, и дает чувство удовлетворения.
Сегодня в районе сформировался целый класс свободных землепользователей – крестьян и фермеров. Они обеспечивают себя хлебом и остальными продуктами питания. Возрождается поколение людей нового мышления, совершенствующих свое профессиональное мастерство. Это – земледельцы, садоводы, овощеводы, виноградари, доярки и скотники, слесари, которые уважительно относятся друг к другу и едины в достижении конечного результата. Часть предпринимателей убеждена в том, что своей продукцией они удовлетворяют нужды дагестанцев. Они всегда стремились приумножить вклад личных хозяйств в развитие народного хозяйства района, да и республики, делали глубокий анализ достигнутого, вскрывали упущения, неиспользованные возможности, намечали конкретные меры по дальнейшему повышению эффективности производства, улучшению качества работы, укреплению организованности, дисциплины и порядка.
Как показывают данные территориального органа Госкомстата РФ в РД, в хозяйствах населения имеет место стабильный рост производства сельхозпродуктов. Этому способствовали перераспределение в ходе земельной реформы земель в их пользу; использование ими материально-технической базы сельхозпредприятий, в основном, бесплатно; сокращение их реальных расходов на покупку продуктов, товаров и потребление производимых собственными силами.
Вместе с тем имеют место негативные факторы. В ряде сел медленно решают наболевшие проблемы обеспечения ЛПХ кормами, выделения соответствующих угодий для выпаса личного скота, реализации выращенной продукции, оказания другой необходимой помощи для их развития; индивидуальный сектор продолжает развиваться обособленно, отношения с общественными хозяйствами не регулируются, нет действенной системы управления их развитием; не организовывают систематические подворные обходы, не выявляют возможности каждой семьи по содержанию скота и птицы, не изучают их потребности в органических и минеральных удобрениях, посадочном материале, кормах.
В ЛПХ продолжают преобладать примитивные технологии производства неконкурентоспособной продукции при высокой трудоемкости и технологической отсталости; не организованы пропаганда и распространение передового опыта, поощрение самых старательных тружеников, не проводятся смотры-конкурсы на лучшее ЛПХ.
Муниципальные власти недостаточно содействуют тому, чтобы каждая семья на селе более эффективно использовала приусадебные участки, содержала скот и птицу, больше производила продукцию. До сих пор не сделан элементарный вывод о том, что в ближайшие годы наиболее реальным резервом серьезного прироста сельхозпродукции, на который можно рассчитывать, является ЛПХ; не осознана роль сельского двора в продовольственном балансе, у отдельных сельских жителей не стараются разбудить притупившееся за предыдущие годы чувство хозяина; недостаточна работа по интеграции их с сельхозпредприятиями, фермерами, кооперативам. Из-за отсутствия должной разъяснительной работы среди граждан не приняты меры по подготовке необходимых документов местными органами власти для получения кредита; нет условий и возможностей для организованного проведения сельхозработ, ведения борьбы с болезнями и вредителями сельхозкультур, приобретения необходимой техники, подготовки квалифицированных кадров. Большинство ЛПХ остаются без помощи при посадке и уборке картофеля, обработке приусадебных участков, в уходе за посевами и уборке урожая, внесении удобрений, строительстве и ремонте жилых и хозяйственных построек, приобретении средств малой механизации и садово-огородного инвентаря. На местах нет полной картины об имеющихся ЛПХ, даваемой ими продукции, классификации подворий (садоводы, огородники, фермеры, ЛПХ), не введены новые понятия, адекватно отражающие социальную и хозяйственную структуру села, нет разделения между ЛПХ, производящими товарную продукцию, и кормящими только их владельцев.
Несмотря на значительную долю ЛПХ в производстве продуктов питания, на уровне района нет службы, занимающейся личным подворьем. Муниципальные службы уделяют им крайне мало внимания. Отсутствие разумной государственной технической политики в выпуске менее мощных тракторов, которые может обслуживать один человек, и соответствующих навесных механизмов вынуждает селян использовать машины, трактора для крупных хозяйств, бывшие на ходу еще с советских времен и попавшие в руки крестьян. Большинство из этой техники нуждается в капитальном ремонте, сделать который в отдельности тот или иной крестьянин не в состоянии.
Нельзя считать объективными данные о количестве скота и производимой продукции в ЛПХ. Учет, как правило, производится выборочно и не всегда соответствует действительности. Поскольку ЛПХ не налогооблагаемые, у руководителей сельских муниципальных образований нет заинтересованности в показателях. Ранее, когда колхозы и совхозы располагали племенной базой, к зиме, чтобы не допустить падеж скота, молодняк продавали колхозникам и рабочим совхозов. Они ухаживали за ними, и получалось неплохое племенное ядро. Ныне и в общественном секторе заброшено племенное дело, следовательно, население не имеет возможности осеменять своих коров, приобретать племенной молодняк.
Есть трудности и с обеспечением скота граждан потребным количеством кормов. Имеющиеся вокруг населенных пунктов пастбища выбиты и недостаточны.
Слабым местом в развитии ЛПХ остается обеспечение посадочным материалом, реализация произведенной продукции, отсутствие специализированных хозяйств для закупок излишек продукции. Все эти проблемы заслуживают изучения и принятия соответствующих мер.
Следует подчеркнуть, что ставка на личное подворье не решит проблему обеспечения населения продовольствием. Чтобы жило подворье, надо чтобы жило коллективное хозяйство. Без этого нет зерна, следовательно, и концентратов для кормления коров. На соломе с сеном молока будет очень мало.
Объемы производства и услуг в частных подворьях имеют тенденцию к увеличению. Однако их хозяева по вопросам ведения дела практически не общаются между собой, варятся каждый в своем соку. Они не имеют возможности перенимать друг у друга положительный опыт, не в состоянии приобретать высокоурожайные семена, применять эффективные агроприемы, добиваться большей отдачи с закрепленных участков.
Остается много проблем, связанных с техникой, материально-техническим обеспечением, отсутствием дозаторов, других приборов контроля. Гербициды, всевозможные стимуляторы разбрасывают на глаз, что способствует поступлению в организм потребителей с продукцией вредных веществ.
Эта категория сельхозпроизводителей, так и общественные хозяйства, не научилась управлять всевозможными катаклизмами природы (засухи, суховеи, ветры, бури). Следует подчеркнуть, что труженики отдельных сел не заинтересованы в конечных результатах труда. Они стали менее трудоспособными. Снизилось качество их жизни. Резко сократилась востребованность в специалистах сельского хозяйства. Нет должной ответственности руководителей всех уровней за положение дел в отрасли.
Недостаточна работа по изменению менталитета сельских жителей, направленного в нужное русло, по выявлению емкости населенных пунктов и природно-ресурсного потенциала, возможности и необходимости производства той или иной продукции.
Сельхозпроизводители не научились рационально использовать выделенные госсредства, быстро, без потерь времени решать возникающие проблемы, устранять негативные явления, порождающие низкую продуктивность в растениеводстве и животноводстве, большие потери продукции на пути от поля и фермы до потребителей. Они работают, не зная, что и сколько производить, какую производственную продукцию сдать или реализовать. Производство не привязано к переработке и сбыту, нет четкой системы и конкретных расчетов, какая продукция и сколько даст. Сельские труженики никак не привыкнут к изменившимся условиям хозяйствования, не могут использовать все свои резервы и возможности для плодотворной деятельности.
Игнорируется сложившийся духовный мир крестьян, восприятие ими мира в нынешней действительности, что привело к инерционности их мышления, неподготовленности к крутым и быстрым изменениям.
Указанные факторы привели к психологическому надлому сельхозпроизводителей, снижению имиджа сельского труда и потребности жить и работать в сельской местности, способствовали выезду молодых людей в поисках работы из населенных пунктов и их старению, снижению удельного веса сельского населения за последние 10 лет на 1,6%. Все это затруднило развитие эффективных форм рыночной интеграции ЛПХ путем создания снабженческо-сбытовых кооперативов, налаживания взаимовыгодных связей ЛПХ с перерабатывающими и торгово-закупочными организациями, системой потребсоюза.
Развал и разграбление высокоэффективных совхозов района снизило показатели производства сельхозпродукции, материально-техническую базу образовавшихся вместо них хозяйственных субъектов, повысило показатели безработицы.