Правитель кадийства Табасарана, дипломат

 

Рустам-кадий
(1669-1742)

На современном этапе важно преодолеть односторонний подход при освещении истории дагестанских народов и необходимо критически переосмыслить устаревшие взгляды, стереотипы и концепции. История должна быть с именами, вернуть людей в историю. В течение долгого времени подход к истории был классовым. История рассматривалась сквозь призму деления общества на классы. Это касается и освещения роли феодальных владетелей, многие из которых не только выражали личные интересы, но и выступали от имени народа.

 

К числу таких личностей относится Рустам-кадий (в некоторых источниках Рустем-бек), который был правителем одного из табасаранских владений, известного под названием кадийства. По преданиям, Рустам-кадий происходит из рода кадиев, которых еще в VIII арабский полководец назначил при табасаранском правителе Магомед-маасуме для преподавания наук и правил веры.

Генеалогические сведения о предках кадиев содержатся также в местной хронике, обнаруженной нами в сел. Хурик Табасаранского района. Большую помощь при освещении деятельности Рустам-кадия мне оказал и Исаев Касум М. из сел. Ружник Табасаранского района.

В XVI в. в результате междоусобной борьбы в роду майсумов, произошел распад единого владения – майсумства на два самостоятельных – на майсумство и владение кадия. Междоусобной борьбой воспользовался кадий и утвердился правителем в северной части Табасарана. Центром владения Рустам-кадия становится старинный аул Хучни.

Письменные источники упоминают о табасаранских правителях – кадиях Зихраров сыне, кади-беке, сыне Булхай-бега и др., которые, следует полагать, были предками Рустам-кадия. Рустам-кадий стал правителем Табасаранского кадийства в конце XVII – первой трети XVIII в. Рустам-кадий поддерживал связи с дагес-танскими правителями, был связан с Кайтагским уцмием, Дербентским ханом и др.

Власть кадия была наследственной, но формально при его смене соблюдался обряд избрания, который происходил на сходах представителей как раятских, так и узденских магалов в местности «Харба-куран», ниже нынешних сел Татиль и Хапиль.

При Рустам-кадие влияние Табасаранского кадийства в Дагестане усиливается. Кадий имел ополчение, состоящее из вооруженных лиц до 3 тыс. человек. В период иноземной опасности он отстаивал свободу и независимость своего владения и всего населения. Он неоднократно отражал нашествия турецких султанов и иранских шахов. По имеющимся сведениям, в период нашествия войск Надир шаха, Рустам-кадий возглавил один из табасаранских отрядов в борьбе против иноземных завоевателей. Он проводил самостоятельную внешнюю политику, направленную на укрепление связей с соседними владениями Дагестана, а также Россией, Кубинским ханством, Турцией и Ираном, хорошо ориентировался в международной обстановке. Еще в начале XVII в. предок Рустам кадия Зихраров сын побывал у царя в Москве.

Выходец из рода образованных кадиев Рустам-кади был достаточно грамотным, о чем свидетельствует его переписка с владетелями Дагестана, с российским императором Петром I и другие материалы.

Как вытекает из письменных источников и устных преданий, Рустам-кадий был не только правителем, но и дипломатом. Во время пребывания Петра I в Дербент, к нему с письмом обращается Рустам-кади, в котором сообщал об исторически сложившихся дружеских связях Табасарана с Россией. В своем письме Рустам-кадий пишет о его противоречиях с Даудбеком и Сурхай-ханом, возникших из-за отказа выступить против России, как сказано в документе за то, что «на государя своего восстать не хотел». Рустам-кадий просил русского императора оказать ему помощь в восстановлении своей столицы Хучни. Со своей стороны Рустам-кадий давал обязательства своими поданными его в нужде не оставить.

Продолжение
в следующем номере