Вызовы национальной идентичности и российская нация как фактор упрочнения консолидации общества

Как известно, Российская Федерация – государство, включающее в свой состав, по данным переписи населения 2010 года, более 190 народностей. Такой состав населения, безусловно, требует взвешенной и последовательной государственной национальной политики. Органы государственной власти различных уровней, муниципальные органы власти, институты гражданского общества пытаются способствовать созданию единой ментальности, где вопрос о нации будет консолидировать общество. Такой подход обусловлен обязанностью государства как политико-правового образования выполнять одну из своих внутренних функций. Однако гармонизация отношений между населением в России – самой крупной стране на земном шаре с такой географией, национальным и конфессиональным составом – дело стратегической важности. Обращаясь к истории существования государств и народов, истории нашей страны и ее поздних веков, понимаешь, что вопросы национальной идентичности всегда используются внешними конкурентами и угрозами.

В выпуске программы «Большая игра» 8 сентября 2019 на Первом канале председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслав Никонов в одном из своих выступлений: «Сейчас мы видим, что в мире начинается противостояние больших центров силы – великих держав, которых на самом деле не так уж и много: это США, это Китай, это Россия, Индия и вряд ли Европа, потому что она не имеет политической субъектности. Четыре, максимум пять центров силы. Сложно стать центром силы, сверхдержавой.

Но и сверхдержавы могут быть разрушены. История показывает, что есть два способа исчезновения великих держав: это убийство и самоубийство. Убийство – агрессия извне. Китай, Индия вначале XIX века насчитывали самое большое население в мире и на них приходилось 60% всей мировой экономики. Индия была убита как сверхдержава британским колониальным завоеванием, Китай – опиумными войнами и, затем, империалистическим разделом. Китай и Индия перестали быть центрами силы. Россию за последние пятьсот лет никто не мог завоевать извне. Но наша страна порой заканчивала жизнь самоубийством: когда начинались гражданские войны и конфликты, элиты шли на элиты… Так было в период Смуты, в семнадцатом году, в 1991 году, когда страна распалась. Для нас вот эти внутренние угрозы порой бывают более опасны; нам нужно понимать, что нас будут пытаться взорвать изнутри.

Сложно не согласиться, ведь действительно, как и в давние времена, в мире продолжает идти борьба. Однако с развитием высоких технологий и обоснованным прогнозом на еще более совершенное их развитие соотношение, как мы видим, применяемых средств этой борьбы заметно меняется. Активно создаются центры изучения интересуемых стран, в том числе и внутри изучаемых. Подвергаются анализу не только их военный потенциал, но численность населения, его состав по этническому признаку, численное соотношение представителей различных этносов и их конфессиональная принадлежность, рассредоточение населения по частям страны, история взаимоотношений представителей разных этносов внутри государства, условия, детерминирующие те или иные процессы, способ организации государства по территориальному и национальному принципам и другие факторы, а также предпосылки и тенденции в интересуемых сферах.

Может ли быть в такой ситуации упущен вопрос о нации? Думаю, что ответ очевиден – нет.

Конечно, в сложившихся условиях работа президентских структур, парламентских групп, работа профильных министерств и ведомств федерального и регионального уровней с привлечением общественности является тем более оправданной. Эти усилия, в том числе по подготовке и принятию федерального закона о российской нации, по разъяснению различных терминов и понятий, по общему мнению, полезны для общества. Так, законодательное, научное определение и разъяснение понятий «нация» и «народ» служат устранению познавательной необходимости у большого числа граждан, а также формированию осознания своей общности со всеми россиянами. Такая определенность в понятийных аппаратах и дефинициях послужит и надежным фундаментом для дальнейших научных трудов, ясным ориентиром при выработке стратегий государственной политики в сфере межнациональных отношений и в правоприменительной практике.

В октябре 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин назвал единство народа ключевым условием для сохранения государственности и независимости России, а также существования страны как «единого и родного дома для всех народов, которые ее населяют».

Отметим, что в государстве существуют и другие «скрепы», кроме национальной. Одна из самых крепких – гражданство. В теории права под понятием «гражданство» имеется ввиду устойчивая правовая связь между гражданами и государством. В Российской Федерации обладатель гражданства – это согражданин, человек с равным по сравнению с другими гражданами того же государства статусом, носитель прав заключается, как избираться и быть избранным, учиться, самостоятельно избирать себе место жительства, и обязанностей: платить законно установленные налоги и сборы, для мужчин – нести всеобщую воинскую обязанность и другие. Фактор гражданства играет огромную консолидирующую роль. Данное понятие имеет политико-правовой характер.

Что такое нация? Нация, по тому же Вячеславу Никонову, – «это память, памятники, могилы, любовь к родному пепелищу, к отеческим гробам. Российская нация – это то, что ковалось столетиями.

Сегодня можно услышать: как же российская нация, когда у нас столько много разных народностей, языков, этносов… Вы знаете, нас раскололи и уничтожили как великую державу, когда убедили, что мы были тюрьмой народов и что нация – это этнос с правом на самоопределение вплоть до отделения, тогда как во всем мире нация – это граждане государства, которые, собственно, и определяют ее лицо. Наша страна всегда была сильна единством ее народов, которых объединяют общие ценности, ценности справедливости, достоинства, свободы, чести, традиционных ценностей и веры в себя, в Бога и веры в нашу великую единую Россию».

Выработка верной формулы общенационального единства, основанного на уважении всех населяющих нашу страну народов, будет делом непростым. Очевидно, что мы имеем дело с очень тонкой материей.

Говоря о науке об этносах, следует отметить, что здесь надо в первую очередь преодолеть узкое понимание национализма, которое трансформирует его в шовинизм и этнорадикализм. Но надо преодолеть и примитивно понимаемый интернационализм, сторонники которого сводят суть этого понятия к приставке, тогда как основное значение слова заключается в его корне.

Так ли важно для нас представляться как представителю определенной именно нации внутри страны? Правильна ли формулировка вопроса: «кто ты по нации?» или задающий вопрос просто не различает смысл, значение понятий? Если оставить этическую сторону таких вопросов, то, по моим наблюдениям, в социуме чаще всего речь идет об этнической, народной принадлежности. На мой взгляд, здесь могла бы быть полезной широкая разъяснительная работа при хорошей методической и иной помощи – работа в СМИ, в учебных заведениях, где правильно дифференциировались бы понятия «нация» и «народ».

В состав субъектов Российской Федерации входит Республика Дагестан, этнический состав которой удивляет своим многообразием. Это уникальный опыт многовекового сосуществования этносов, дополняющий общероссийскую практику доброжелательного сосуществования народностей и взаимообогащения культур. Здесь с давних пор, при необходимости, было заведено спрашивать: «Вы из какого района?», «Ты чей сын?».

Население прекрасно осведомлено о своей этнической принадлежности. Притяжение человека к своим корням – это часть его культуры. Страна не должна состоять из безликой массы, ибо это обедняет ее, истощает духовный потенциал.

У нас есть все основания утверждать и исходить из того, что здоровый интернационализм характерен самой природе всех народов нашей страны. Он соответствует, если хотите, содержится в структуре, ткани духовно-нравственной платформы народов России.