Топонимика табасаранских магалов (участков) и их этимология

 

«Родной язык! Я тобой живу и тобой горжусь»

«Мой Дагестан»
Расул Гамзатов

Эти слова Расула Гамзатова меня окрыляют. Язык – памятник, созданный народом на все века. Это чудо, посредством которого сохранилось всё, что творил народ за долгий путь истории своего существования. Язык представляет собой обширный материал и для изучения событий, быта, исторического развития народа. Большие возможности для изучения прошлого народа, его мировоззрения, рода деятельности его представителей предоставляет топонимика. К сожалению, топонимика в табасаранском языкознании не оформилась в полноценное направление. Из работ, посвященных топонимике табасаранских аулов, можно назвать работу лакского ученого И.Х.Абдуллаева «Словообразование табасаранских названий аулов» и статью К. К. Курбанова «Микротопонимика табасаранского языка (селения Джули)».

И.Х. Абдуллаев в своей статье «Словообразование табасаранских названий аулов» представил семь сериальных показателей табасаранских аульных названий: I=ъ; II=ф; III=к; IV=къ; V=кк; VI=гъ; VII=ил, тIил. По каким-то причинам в этом перечне не указан восьмой сериальный показатель VIII=хъ). Вот табасаранские аульные названия с этим сериальным показателем: ЦIудихъ (Цудик), ЧIиллихъ (Чиллик), СикIухъ (Сикук), Гьарихъ (Гарик), Гьесихъ (Гасик), Ккурихъ (Гурик), Хюряхъ (Хюряк). Поэтому считаю необходимым дополнить предложенные И.Х. Абдуллаевым сериальные показатели восьмым – VIII=хъ.

В двух номерах газеты «Табасарандин нурар» («Зори Табасарана» №23 от 07.06.2019г. и №24 от 14.07.2019г.) в статье «Топонимика табасаранских названий аулов» я представил свои соображения о происхождении названий населенных пунктов Табасарана. В статье не были даны толкования названий всех аулов. К примеру, название села Чювекк. За этим селом в сторону гор расположена полоса ровного поля. То есть село находится рядом с большим полем – чюл. Отсюда и название села Чювекк – чюлин исихъ (исикк).

Тема моей сегодняшней статьи – этимология магалов Табасаранского и Хивского районов. Многие наши земляки не знают эти названия, либо состав этих магалов. Вот они:

Сугъукар. Сёла, расположенные у подножия горы Каркул (Кьаркьул), составляют Сугъакк (Сувакк) мягьял. В его состав входят села: Ляхла, Ургъа, Жвулли, Кьуликк, УртIил, Ккувигъ, Фурдагъ. В табасаранском языке слова «сив» и «дагъ» синонимичны. Название «сувакк» произошло от слова сочетания слова «сивикк», то есть под горой.

Дирчвар. Как известно, после нашествий завоевателей места проживания местных народов – аулы и села опустошались. Оставшееся население уходило на новые места. Со временем опустевшие села возрождались, покинутые места осваивали снова. Топоним «дирчвар», таким образом, произошло от выражения «дирчу йишвар» – оставленные места. Дирчва мягьял составляют села Арчугъ, Лика, Хив, Гъвандикк, Хирижв.

НитIрихъар. Население всех сел, расположенных от горы НитIар-Герве, смотрящих на юг, на солнечную сторону, по названию горы называют «НитIрихъар». К ним относят жителей сел ТIюрягъ, НичIрас, Гъуярик, Яракк, Зюрдягъ, Заза, Зилдикк, Межгюл и др.

Къухурукар. Эти села все смотрят на юг, на солнечную сторону, всегда кажутся сухими: «къуру ругар» – сухие земли. От сочетания «къуру и ругар» образовано «къухурукар». Вот эти села: СертIил, Ханак, Кюрягъ, Ккуми, Халагъ, Афна, СикIухъ, Гьарихъ, ХъюртIил.

Хиргъар. Название произошло от места расположения сел. Села Къужник, Хьарагъ, Шилла, Улуз, Кьюракк, Урзигъ, жителей которых называют общим названием хиргъар, расположены рядом с альпийскими лугами. Луга на диалектном табасаранском языке называют «хирар». Отсюда и название «хиргъар».

ЧIуркIлар. Этимологию данного слова мне не удалось уточнить. Возможно, раньше существовало село ЧуркIул, которое и дало название всему магалу. Сюда входят села Ккурихъ, Гисик, Заан Гюгьрягъ, Хархни, Жулжагъ, Дагъни. К ним же относят иногда села, которые имели особый статус: ТIивак, Гурхун, ХустIил, Хянягъ, Ругуж, Пилигъ, Хюрикк.

Харан лиар. «Хар» (хвар) – кобыла. Если связать со словом «лиар», получается «харан лиъ» – шкура лошади. Однако мне не удалось напрямую связать название магала со шкурой лошади. В этот магал входят села Хючна, ЦIурутIил, Лижва, Куркакк, Арак, Цухтигъ, АрхьитI, ЦIанак.

Этегар. Найти основу происхождения слова «этег» мне не удалось. К этегам причисляют жителей сел Сиртич, ЧвулатI, Бургьанкент, Гали Гюгьрягъ, Хюряхъ, ТинитI, Рижвникк и др.

Обращаюсь к читателям газеты «Табасарандин нурар» с пожеланием высказать свои соображения по представленному материалу. Считаю необходимым дальнейшее изучение истории Табасарана в этой области.