Новое время Дагестана

Газета «Зори Табасарана» ввела очень интересную рубрику «Раньше и ныне» («Яшлуйирин фикрар»), где старшие, пережившие немало трудностей оценивают сегодняшнюю жизнь земляков, отмечают имеющие недостатки, ставят задачи на будущее.

Аналогичным образом стал действовать и Совет старейшин при Главе РД, который создал штаб (членом которого является и автор этих строк) для организации и проведения 17 октября как единого информационного дня по теме: «О конкретных мерах – деятельности Главы РД В.Васильева по оздоровлению дагестанского общества».

Совет обсудил дополнительные меры по упорядочению функционирования и планирования работы советов старейшин при городских и районных муниципальных образованиях и главах сельских советов, отметив, что они не общественные организации, не НКО, не советы ветеранов или советы пенсионеров, а действующие на добровольных началах консультационные, совещательные органы при главе, входящие в структуру политической власти республики. У Совета старейшин при Главе нет своих личных интересов; интересы глав – это и есть интересы Совета. Глава подбирает кандидатуры и определяет, кого включить в Совет. Это не означает, что члены Совета должны стать только подпевалами главы, не могут высказать критических предложений. Все это и многое другое изложено в «Положении о Совете старейшин при Главе Республики Дагестан», утвержденный указом Главы Дагестана.

Мы давно всем советам направили «Положение о Совете старейшин», на основе которого советам на местах нужно составить свой сокращенный вариант. Это «Положение» и персональный состав совета на основе заявления каждого члена должны быть утверждены распоряжением (решением) главы района, главы сельского Совета.

В малочисленных, «карликовых» селах (где проживают 10-15 семей) желательно на совете при главе района или сельского совета утвердить уполномоченных совета старейшин с вручением удостоверений.
А теперь немного о проводимой Главой республики работе, которую должны поддерживать и пропагандировать члены советов как при Главе республики, так и при главах администраций районов и сельских поселений

С первого дня свой работы в должности врио Главы Дагестана В. Васильев взял курс на очищение республики от коррупции, клановости, на ниспровержение старых устоев и практик. Уже через четыре месяца антикоррупционная работа усилилась настолько, что в поле зрения следователей попали даже те, кто раньше априори считался неподсудным. Почти все ключевые фигуры республиканского правительства в одночасье оказались арестованы. На пике репрессивных мер. Глава республики призвал к поиску новых подходов к борьбе с коррупцией, инициируя диалог со всеми силами, готовыми развивать Дагестан и менять мотивационные ориентиры.

Это была своеобразная революция, новая реальность, в правдоподобность которой трудно было поверить даже тем, кто предвидел такое развитие событий. Некоторые с самого начала ставили под сомнение, что подходящий к 70-летнему рубежу В.Васильев при всем своем политическом весе, огромном доверии федерального центра и лично Путина, сможет обрушить влияние тех, кто годами контролировал финансовые потоки и политическую систему в Дагестане, имел огромное влияние как в республике, так и на федеральном уровне. Однако всё это случилось, причем еще тогда, когда глава Дагестана работал с приставкой «врио».

Коррупционные щупальца в республике присосались к самым социально значимым сферам – медицине, образованию, дорожному строительству. Антимонопольщики по итогам проверок впервые в России именно в Дагестане возбудили дела по картельному сговору в области дорожного строительства и медицины. Неправомерно полученный доход только в сфере здравоохранения, по приблизительным оценкам, составил порядка 9 млрд рублей, а в сфере дорожного строительства и вовсе достигал 18 млрд рублей.

Были случаи по-настоящему уникальные, позволяющие представить масштабы коррупционной составляющей, заложенной практически в каждом проекте. Так, после ревизии госконтрактов были заново расторгованы работы по строительству моста в Дагестане, и оказалось, что мост обойдется бюджету республики аж на 500 миллионов дешевле – будет стоить один миллиард рублей вместо полутора. Это при том, что торги выиграл прежний подрядчик. В целом благодаря пересмотру сметной стоимости в сфере строительства объектов дорожного хозяйства было сэкономлено почти два с половиной миллиарда рублей.

Больницы нередко закупали медтехнику и даже шприцы по завышенной цене. Больные, поступающие в медучреждения, вынуждены были за свой счет покупать лекарства и заниматься чуть ли не самообслуживанием, льготники с трудом получали рецепты, а во многих аптеках торговали фальсифицированными препаратами. Кризис был системным практически во всех областях. Экономика в Дагестане до Васильева работала больше по неписаным правилам, чем по закону. Количество невозвратных кредитов росло, кредитные риски были настолько высоки, что банки просто массово отказывали бизнесу в заемных средствах, отчего в большинстве своем страдали и честные предприниматели.

В.Васильев добился открытия в Дагестане филиала МСП Банка в помощь малому и среднему бизнесу, который раньше вынужден был брать кредиты за пределами Дагестана. Изменил стратегию работы с республикой и Сбербанк. После встречи Васильева и Г.Грефа была достигнута договоренность об участии крупнейшей кредитной организации России в развитии множества направлений. Это планы, связанные с проектом «Безналичный Дагестан», инфраструктурными проектами, предоставлением жилья социально незащищенным категориям граждан (очередники не получали квартиры в республике аж с 2006 года, тогда как число имеющих право на получение жилья из республиканского жилищного фонда – 13,5 тысячи человек).

Сфера строительства и вовсе давно превратилась в Дагестане в темный лес, где искатели наживы делали всё, что им заблагорассудится. Дошло до того, что варварски засыпалась водная гладь озера Ак-Гёль – природной жемчужины столицы Дагестана. Только в одной Махачкале больше 400 домов строились незаконно, с нарушениями всех мыслимых норм. Иногда для «экономии» вместо качественной арматуры в бетон закладывали ржавые использованные водопроводные трубы. И это в Дагестане, в зоне повышенной сейсмической опасности!

После установок Ва-сильева все контролирующие структуры неожиданно заработали, что называется, как надо. Посыпались предписания и акты проверок, обнаруживались и фиксировались всё новые и новые нарушения, стали готовить под снос то, что было возведено с самым вопиющим несоблюдением норм и правил и могло реально навредить людям. Многое стало всплывать на поверхность: и старые нефтепроводные трубы, заложенные в землю вместо водопроводных, и незарегистрированные нигде автозаправки, и дома, построенные на площадках, предназначенных для строительства садиков и школ, и гектары теплиц, использующих ворованный газ и формирующих нездоровую конкурентную среду, не позволяющую высоким агротехнологиям прийти в Дагестан.

Тепличники с «большой дороги» договаривались с контролерами газовиками и платили официально только за 10 процентов от потребленного голубого топлива, остальное в обход счётчиков – то есть бесплатно, точнее, за мзду проверяющим. Такие схемы хищения газа действовали и в других сферах экономики, на кирпичных заводах и прочих производствах. Зачастую практически без оплаты потребляли не только газ, но также свет и воду. В итоге только общие потери газа в Дагестане превысили 30%, тогда как в соседнем Ставрополе они держатся на уровне одного процента.

Кстати, одна только инвентаризация газовых сетей выявила больше 1700 км бесхозных сетей. Для того, чтобы представить этот масштаб, достаточно сказать, что общая протяженность сухопутных границ Дагестана достигает 1181 км. То есть газопроводами, находившимися в заброшенном состоянии по всей республике, можно было полтора раза опоясать ее границу. В результате такого «рачительного» хозяйствования на трубах, которые годами никто не обслуживал, зачастую расходились сварные швы, ссыхались резиновые прокладки, и в итоге в результате аварий десятки тысяч людей часто оставались без газа.

В рамках наведения порядка на газовом рынке республики только в 2018 году было выведено из «тени» около 1540 промышленных и коммунально-бытовых потребителей газа с общим годовым объемом 57 миллионов кубометров, в результате чего экономия газа составит порядка 95 миллионов кубов в год на сумму свыше 660 миллионов рублей.

В сфере автозаправочных станций в Дагестане до прихода Васильева тоже царила настоящая вакханалия. АЗС практически не платили налоги, многие заправщики официально показывали, что продали только 300 литров бензина в смену, занижая объемы выручки в разы. Возгорания и даже взрывы заправок, находящихся в черте города Махачкалы и зачастую расположенных неподалеку от жилых домов, также были ординарным явлением. Сотрудники, работающие на таких опасных АЗС, не были оформлены по закону, везде велась двойная бухгалтерия, а незаконный маржинальный доход бензиновых королей уходил в их карманы и, конечно же, подмасливал разного рода проверяющих. Но Васильев, чтобы решить эту проблему, применил новый подход. Глава республики собрал хозяев крупнейших заправок лично и предложил им работать честно, предоставив гарантии государства. Результаты стали видны практически сразу. Поступление налогов от АЗС тут же увеличилось на порядок. Только одна заправочная сеть, платившая в бюджет в 2017 году чуть больше миллиона налогов, смогла за год нарастить налоговые выплаты почти в 10 раз.

А ведь те, кто курировал налоговую сферу, после назначения Васильева в Дагестан убеждали нового Главу республики, что кратно увеличить налоговые поступления в бюджет невозможно даже в среднесрочной перспективе. Но практика, кадровые решения и новый подход В.Васильева к работе опровергли эти утверждения очень скоро, и система реально заработала.

То же касается и вывода из «тени» тех, кто вынужден был работать у безответственных работодателей без заключения трудовых договоров. Численность легально работающих в республике по итогам 2018 года увеличилась почти на 38 тысяч человек. В основном это как раз-таки результат снижения неформальной занятости: где-то рабочие места вывели из «тени», где-то создали новые. Это привело не только к росту дополнительных доходов в виде налога на доходы физических лиц, но и к экономии средств бюджета. Ведь раньше республика перечисляла более 265 миллионов рублей страховых взносов на обязательное медицинское страхование якобы неработающего населения. Теперь же эти средства пущены на реальные социально значимые цели, закупку новых автобусов для детей, карет скорой помощи и оборудования для больниц. Уже удалось выделить деньги на 95 школьных автобусов, 108 машин скорой и 50 флюорографических аппаратов.

Были и факты, шокирующие своим цинизмом. Так, хорошо организованное преступное сообщество было разоблачено в результате проверок в Дагестанском бюро медико-социальной экспертизы. Итоги его «работы» впечатляют: 6000 инвалидов в Дагестане таковыми не являлись. Давая взятку до полумиллиона рублей в соответствующие структуры, вполне здоровые люди годами получали право на многолетние щедрые выплаты из бюджета, которые быстро компенсировали их расходы. В то же время подлинные инвалиды вынуждены были проходить сквозь ад очередей и отписок, чтобы подтвердить настоящую инвалидность, и зачастую оставались без заветной розовой справки, имея на нее законное право. Массовая деинвалидизация Дагестана дала бюджету экономию 890 миллионов рублей на другие статьи расходов.

Работа в антикоррупционном направлении не останавливается и сейчас. По итогам прошедшего года в Дагестане более чем в четыре раза снизилась доля дел, связанных с дачей взяток.