Некоторые размышления о табасаранском флаге

 

 

 

 

По следам опубликованного

 

На страницах газеты «Табасарандин нурар» (31 январь 2020 г.) опубликована статья «Подведены итоги конкурса по созданию табасаранского флага», в которой обобщен материал о проделанной работе по созданию табасаранского флага. «Он (национальный флаг – М.Г.), – говорится в статье, – олицетворяет национальную идентичность (национальное самосознание) и независимость, служит символом объединения народа, несет важную информацию об истории, культуре страны».

Далее в статье сказано: «Учитывая объединяющую роль флага и его важность для этнического сознания народа… был объявлен конкурс на создание национального флага табасаранского народа».

Однако изложенный в статье материал не отвечает поставленной цели. Из статьи неясно, какой этап истории Табасарана должен быть отражен на флаге: ранний или современный.

Эскиз же флага, представленный авторами – модераторами, отражает период раздробленности Табасарана на 24 самостоятельных обществ – рустаков по данным ал-Гарнати, автора XII в. Разве в период раздробленности Табасарана мог быть единый флаг? Нет, конечно.

Непонятно, почему при создании эскиза флага авторы особо остановились на периоде XII в. Известно, что государственное образование «Табасаран» возникло в III-IV вв. н.э. с распадом Кавказской Албании.

Другое дело, если на флаге отобразить единство Табасаранского майсумства в XV-XVI вв., когда оно было одним из четырех крупных владений Дагестана. В этот период майсумство располагало 70 тысячным войском, и следует полагать, у такого владения, безусловно, были атрибуты государственной власти, в том числе и флаг.

Сведениями об отдельных атрибутах табасаранских майсумов и кадиев располагал их наследник Исаев Касум Магомедович (с. Ружник Табасаранского района). Кроме того, некоторые изображения династических символов майсумов, кадиев сохранились на эпиграфических памятниках – надгробиях сел. Джарах (близ Хюряк) Табасаранского района.

Непременным атрибутом каменных надгробий табасаранских майсумов, относящихся к XVI-XVII вв. является «грушевидный», «грушеобразный» символ – знак. Среди надмогильных памятников выделяются особые формы с определенным декором для знатных, т.е. правителей – майсумов, кадиев.

Итак, флаг должен быть объединяющим, а не разъединяющим народ в прошлом и тем более на нынешнем этапе. На флаге следует отобразить целостность Табасаранского майсумства в XV-XVI вв.и единство табасаранского народа на современном этапе в составе Дагестана и Российской Федерации.