По следам напечатанного
На страницах газеты «Табасарандин нурар» опубликованы статьи Л. Дарчева, в которых он касается вопросов истории Табасарана. В них он показывает не только абсолютное незнание истории табасаранского народа, но и свое неуважение к народу и исследователям, посвятившим более полувека изучению истории Табасарана.
В статье «Табасаранский язык и его перипетии», опубликованной на страницах газеты «Табасарандин нурар» (13 марта 2020 г.), Л. Дарчев затрагивает различные вопросы, связанные не только с табасаранским языком, но и историей народа. Поддерживаю мнение автора о том, что по мере возможности в устной речи и письме стараться не употреблять заимствованные из других языков слова.
В своих статьях автор касается также состояния изученности истории Табасарана, несуществующей исторической арабской карты Табасарана XII века. По его мнению, XII в. – «время политического расцвета Табасарана и его государственности» и т.д. Согласно изложенному материалу, он – «универсал», который разбирается в различных научных направлениях и сможет кого угодно покритиковать, доказать свою талантливость и правоту по поднятым вопросам, дать советы. В связи с этим уместно сказать, что сейчас за перо берутся любители истории, не имеющие представления о прошлом родного края. Амбиции же их, как правило, обратно пропорциональны уровню их культуры и образованности. В таких ситуациях приходится вести борьбу с элементарным непрофессионализмом.
Следует подчеркнуть, что работа ученого требует достаточно высокого уровня профессионализма, созданного базовым образованием и длительной научной деятельностью.
Отмена советской цензуры способствовала появлению некоторых журналистов, краеведов, играющих в историю. Им важно с помощью подбора строго определенных факторов доказать свою бредовую идею, чаще всего весьма сенсационную и опрокидывающую традиционные воззрения на ту или иную тему. Не случайно с ними зачастую очень сложно общаться профессиональным историкам. Поэтому Л. Дарчев пишет, что с «учеными полемика – штука тяжелая».
О состоянии освещения истории Табасарана Л. Дарчев призывает кричать. Кричать не надо. Стыдно должно быть кричать. За что кричать? На настоящем этапе разработки в целом истории Дагестана история Табасарана изучена достаточно полно по сравнению с историей остальных регионов, следовательно, и историей дагестанских народов.
Далее Л. Дарчев пишет, что истории Табасарана не видно. Должен сказать, что Вы слепы, если не видите ее. Должно быть стыдно писать что попало и тем самым клеветать на тех, кто разрабатывает историю Табасарана. Это – охаивание достигнутого в освещении прошлого Табасарана.
Хочется спросить у Л. Дарчева, читал ли он книги «Из истории Табасарана XVIII – начала XIX в.» (Махачкала, 1978), «Очерки истории Табасарана» (Махачкала, 1994), «Из истории Табасарана» (Махачкала, 2002), «К истории и культуре табасаранского народа» (Махачкала, 2016) и др., а также сотни статей, посвященных различным темам истории табасаранского народа.
Хотелось бы спросить у него: какие статьи и книги написал Дарчев о Табасаране, а также думает ли об этом писать и способен ли он на это!!!
Теперь об исторической арабской карте Табасарана XII в., о которой пишет Л. Дарчев. Сразу скажу, что такой карты никогда не было. В республиканском краеведческом музее я был еще в 1957 г., когда он находился на улице Ленина (ныне Р. Гамзатова). Следует полагать, что он, как и ему подобные любители истории, путает на карте иранский Табаристан с Табасараном. Дело в том, что в IX–XI вв. арабские авторы область Ирана Мазандеран называли Табаристаном, а Каспийское море Табаристанским, но не Табасаранским. Поэтому эта карта не имеет никакого отношения к Табасарану.
Далее по Л. Дарчеву, XII век – это «время политического расцвета Табасарана и его государственности». Это абсолютная неправда. Наоборот, в XII в. Табасаран, как сообщает арабский автор ал-Гарнати (XII в.), был раздроблен на 24 рустака, т.е. самостоятельных обществ. Это был период распада единого Табасарана.
Теперь о критике им версий относительно происхождения названий некоторых табасаранских селений. Л. Дарчев пишет: «Как можно подменить название села ТIивак на Дюбек или еще возмутительнее – ДаттIил на Татиль и еще написать, что там жили таты?».
К сведению Л. Дарчева, название села ТIивак в источниках и литературе встречается под названиями Дюбек, Дювек, Дивак, Тавик, Туайк и т.д., а местные жители Алиев Э., Рамазанов М. в беседе со мной в 1961 г. говорили, что название их села произошло от слов «два бек» (Дюбек).
Разные версии существуют относительно происхождения названия села ДаттIиль.
Еще в студенческие годы в 60-х гг. XX в. меня интересовал этот вопрос, и я беседовал со старожилами в 1961 г. (Абдурахманов Гаджикерим 1871-1963 г.). И в моем очерке о селе ДаттIиль приводится одна из версий происхождения названия села от этнонима «тат». Дело в том, что в раннем средневековье, в период завоевательных походов сасанидов и строительства стены Даг-бары (Горная стена), которая была доведена вглубь Табасарана (стена проходила через табасаранские села), во многих селах были созданы колонии из переселенцев-татов. Не было исключением и село ДаттIил. Так что одна из версий происхождения названия села связывается с татами. Об этом я подробно писал в статье «Из истории села Татиль (Ттатил)» («Табасарандин нурар», 30 ноябрь 2018 г., с. 6).
О переселении татов в табасаранские села, в оборонительные форты сообщают письменные источники, об этом свидетельствуют также эпиграфические памятники. Один из фортов находился у сел. ДаттIил и был обследован сотрудниками научной экспедиции 1971 г., участником которой был и я.
История любого народа, в том числе и табасаранского, обогащается, уточняется, углубляется по мере изысканий новых материалов, относящихся к различным этапам. В 2007 г. на территории Табасарана найдены памятники эпохи каменного века. Это позволило удревнить историю расселения первобытного человека в регионе. Таким образом могут быть уточнены и другие проблемы истории Табасарана.
На страницах газеты «Табасарандин нурар» Л. Дарчев опубликовал статьи и на другие темы.
Несколько слов о его статье «Есть ли связь между шумерами и табасаранами» («Табасарандин нурар», 1 февраля 2019 г.). По данному вопросу он написал письмо директору Института языкознания РАН А.А. Кибрику. Интересно, какой ответ он получил от А.Кибрика, или он вообще не ответил?
В этой статье Л. Дарчев наломал (это его выражение) тысячу раз больше дров, чем языковеды и историки. В ней он пишет: «5000 лет назад они (шумеры) соорудили величественную оборонительную стену в современном Дербенте, простирающуюся вглубь Табасарана». Это очень большая чушь!
Далее по Л. Дарчеву: «Геродот писал о народе, который населял регион в 350 году до н.э. – о табасаранах». Это тоже «открытие» Л. Дарчева.
Во-первых, Геродот жил не в III в. до н.э., а в V в. до н.э., и он ни слова не писал о табасаранах. Во-вторых, оборонительную стену в Дербенте, Табасаране соорудили 5000 лет назад не шумеры, а в VI-VII вв. сасанидские шахи Кубад и Ануширван. К сведению Л. Дарчева, языковое родство с шумерами наукой также пока не установлено.
О строительстве Дербентской и горной оборонительной стены Л. Дарчев говорит и в интервью об Афганской войне («Табасарандин нурар», 14 февраля 2020 г.). Как большой специалист, он предлагает «Даг-бары» (Горную стену) назвать Табасаранской оборонительной стеной и вступает в полемику с проф. М.С. Гаджиевым. Вот какой патриот Л. Дарчев!
Изложенный выше материал об «открытиях» Л. Дарчева хочется завершить словами из статьи «История – это не ремесло, а наука» К. Гаджиева, Ш. Загирова («Табасарандин нурар», 27 июля 2018 г., с. 6): «Период демократии не позволяет писать как угодно и что попало. История – это не ремесло, а наука».