Единый Табасаран, выстояв и сохранив свою целостность в долгой и упорной борьбе с внешними врагами, не смог преодолеть внутренную междоусобицу. Он распался на три самостоятельные политические единицы: майсумство, кадийство и вольные общества. В условиях конца XVIII и начала XIX веков политические образования майсумства, кадийства делятся на бекства. В Северном Табасаране владения Табасаранского кадия, где, по одним данным, было 20 деревень, а по другим – 24, были поделены на четыре части – уделы. В трех уделах из них сидели братья Рустам кадия: Махмуд-бек с местом пребывания в селении Гимейди, Магомед-бек с местом пребывания в селе Пенджик, Мурза-бек с местом пребывания в селении Марага. Четвертую часть владения кадия с резиденцией в селении Ерси кадий оставлял за собой.
В связи с таким разделом Северного Табасарана до Рустам-кадия Северный раятский Табасаран не подвергался разделу между членами кадиева семейства. Северным Табасараном управляли только одни кадии, а именно в их распоряжении и сосредотачивалась вся власть и сила.
В новых условиях, в результате раздела кадийства на владения, в своих уделах беки являлись полновластными хозяевами. Поэтому они, беки, до присоединения Дагестана и Табасарана к России, пользовались неограниченной властью над своим подданными раятами: чинили суд и расправу над ними, вводили новые повинности, налагали на них, в свою пользу, непомерные штрафы и т.д. Кадий порой был бессилен усмирить своих беков, которые стремились расширить свои уделы и даже претендовать на кадийство.
Получив уделы от кадия, беки либо поселялись в них на постоянное жительство, либо, находясь в резиденции правителя-кадия, что порой практиковалось в Северном Табасаране, изредка наезжали туда. Притом такие наезды приурочивались ко времени сбора подати или суда над подвластными рангами. «Бек-землевладелец, – пишет С.Ш. Гаджиева со ссылкой на архивный документ от 1874 года, – в общих чертах, был … правительственным лицом, уполномоченным наследственной властью взимать с отданных в его владения селении разные повинности натурой, деньгами и личным трудом, творить между жителями суд и расправу».
Из книги: Исмаилов Н.И. История Ерси и есринцев
в прошлом и настоящем. – Махачкала, 2002. С.357-358