Точное время образования аула Арчуг пока не установлено. Единственными источниками, указывающими на далекие исторические корни аула, являются надмогильные памятники, которые богато украшены художественной резьбой. Сами памятники занимают большую площадь на кладбище возле аула. Многие из них относятся к XII-XV векам. Такие же памятники сохранились и на кладбище старого аула (ЧIуру гъул). Аул возник в результате переселения выживших во время эпидемии чумы жителей старого аула. На территории как старого, так и нового аулов старинных крепостей, башен, оборонительных сооружений нет. Единственные памятники в ауле – это надмогильные камни. Сделаны они не из местного камня.
В ауле проживало свыше десяти тухумов – Аьгьмудар, Бибгар, Гиснар, Бяжир, Гьяжигъяр, Жакьвар, Кканир, Ппаччгьар, Мазар, Хатнар. Что касается происхождения названий тухумов, то, как правило, тухумы названы по имени какого-либо отличившегося предка. Родство в ауле ограничивалось, в основном, четырьмя-пятью корнями. Для обозначения дальних родственников применялись термины «мирасар», «багахьлуйир».
В социальном отношении аул был узденским. Кварталов как таковых в ауле не было. Арчуг входил в состав Диричского союза сельских обществ. В этот союз входили также Кондик, Цудук, Чувек, Хив, Лака, Хоредж. Возникновению этого союза способствовали внутренние и внешние политические факторы. Крайняя отсталость крестьянских хозяйств требовала совместных усилий группы аулов для выполнения тех или иных хозяйственных работ. Кроме того, совместное пользование группой аулов теми или иными пастбищами, лесом и другими угодьями также способствовало возникновению союза сельских обществ.
Другой причиной возникновения союза является внешняя угроза: аулы сплачивались для отражения натиска иноземных завоевателей, а также против феодальных владетелей, претендовавших на господство над аулами.
В Арчуге отсутствуют места, связанные с именами беков, ханов, майсумов, шамхалов и других феодальных владетелей.
В отличие от сенокосных участков, лес не был разделен и не перешел в частную собственность к крестьянам. Лесом пользовались на равных правах не только весь джамаат, но и соседние аулы, которые входили в состав данного союза сельских обществ. Около аула наряду с мечетскими (вакуфными) участками имелся и общинный лес. Лесоматериал из мечетского леса использовался только для общественных целей. т.е. при строительстве мечетей, мостов, мельниц и т.д.
Растительный мир вокруг аула разнообразен. Лес состоит из дуба, березы, липы, бука и т.д. Из дикорастущих плодовых встречаются груша, яблоня, мушмула, черешня дикая, смородина, калина, рябина.
Одной из основных отраслей хозяйства аула было земледелие. Сеяли в основном пшеницу, ячмень, рожь, в небольшом количестве коноплю. Зерновые культуры занимали территории вокруг аула.
Садоводство здесь не было развито вплоть до 20-х годов XX века.
Со второй половины XIX века в ауле начали выращивать картофель. Землю вспахивали деревянным плугом. Большую роль в хозяйстве играла мотыга, с помощью которой уничтожали сорные травы, разрыхляли почву.
Кроме земледелия, в ауле было развито скотоводство. Держали в основном крупный рогатый скот, лошадей и мелкий рогатый скот.
Скот являлся важной тягловой силой для обработки земли, а также для транспортировки грузов. Значительное число хозяйств держало лошадей, которых в основном использовали для верховой езды.
Наряду с земледелием и скотоводством большую роль в хозяйстве арчугцев играли домашние промыслы, обеспечивавшие нужды населения в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, а также в сельскохозяйственном инвентаре.
Низкий уровень ведения животноводства, недостаток дохода, получаемого с земледелия и скотоводства, во многом способствовали развитию домашних промыслов. Наиболее распространенными видами промыслов и ремесел в ауле были промыслы, связанные с обработкой шерсти и кожи.
Одним из важных факторов развития промыслов является наличие сырьевой базы. Животноводство давало важное сырье – шерсть, кость, кожу, из которых изготовляли широкий круг предметов, необходимых в хозяйстве. Из шерсти изготовляли войлоки, носки, чулки, паласы, ковры.
С развитием ткацкого промысла связано красильное дело. Мастера пользовались красками местного производства. В качестве красящего материала использовали кору дуба, ореха, корни барбариса, травянистые растения, листья деревьев.
К числу развитых промыслов следует отнести и кожевенное производство: скотоводческое хозяйство поставляло в большом количестве кожу, идущую на изготовление одежды, обуви, конского снаряжения.
Важное значение имело в ауле и производство древесного угля. Потребности в древесном угле удовлетворялись в самом ауле. Древесный уголь производили и для продажи, точнее, обменивали уголь на готовые сельскохозяйственные орудия и оружие.
Мастеров по обработке металла старожилы Арчуга не помнят, но наличие на кладбище могил на надгробных камнях которых изображены инструменты кузнеца, свидетельствует о существовании в ауле кузницы по обработке металла.
В 1938-1939 годах были репрессированы и высланы в Киргизию три хозяйства села – это хозяйства Муталиба, Усмаила и Халила.
С 60-70-х годов XX века жителям аула приходится заниматься отходничеством. Главная причина – отсутствие в ауле стабильного заработка. Сельчане ездили работать в Азербайджан, Казахстан, Алтайский край и другие области и республики.
Об обучении жителей Арчуга до революции в каком-либо учебном заведении ничего не известно.
Первыми учителями в ауле были выходцы из других сел района: Багиш (с. Хив), Жалал, Шамсудин, Гасанбек, Сефери Гамзабег (с. Кондик), Рамазанов Мала (с. Чувек), Меджидов Абдулкадир (с. Лака), Жафаров Нурудин (с. Хив), Ахмедов Аба, Мазанов Мазан, Эскеров Сейфудин (с. Арчуг).
Из аула в Великой Отечественной войне участвовали двенадцать человек. Из них вернулись назад только двое – Мирзаханов Аба и Уцмиханов Уцмихан, а все остальные отдали свои жизни в боях за Родину. Погибли на войне Балабеков Нажмудин, Гаджиахмедов Гаджимурад, Маграмов Шихрагим, Рамазанов Мислим, Рамазанов Шахгерей, Рамалданов Амир, Тагилаев Гаджи, Рамазанов Раджаб, Камилов Шафи, Гаджиахмедов Гаджиага.
В ауле имеется мечеть. По словам старожилов, в мечети в свое время было около пятидесяти религиозных книг. В связи с тем, что книги пришли в негодность, по совету верующих эти книги были брошены в реку в 70-е годы XX века.
В настоящее время мечеть в ауле вновь функционирует, сельчане ходят на молитву в пятничный день.
Из наиболее известных представителей аула можно отметить Гюльмагомедова Юзбега и Исаева Магомедвели.
Гюльмагомедов Юзбег в 1942-1947 годы заведовал отделом пропаганды и агитации Хивского райкома партии, был лектором Дагестанского обкома ВКП (6). В 1948 году был избран вторым секретарем Табасаранского РК ВКП (б), в августе 1949 года – первым секретарем. В 1951-1954 годы был слушателем ВПШ при ЦК КПСС. С 1954 по 1961 год работал первым секретарем Табасаранского райкома КПСС. Имеет ряд правительственных наград. Писал стихи. В 2010 году была выпущена книга его стихов «Деврин маш» («Облик века» Исаев Магомедвели).
Почет и уважение среди жителей села и района завоевал Исаев Магомедвели, работавший мировым судьей Хивского района. По истечении срока полномочий он занимался предпринимательской деятельностью в городе Москве.
13 февраля 2014 года село было торжественно подключено к газовым сетям РД.
В настоящее время в селе постоянно живут не более 5 хозяйств, еще несколько хозяйств приезжают на лето.
Материал взят из книги-альбома «Хивский район. 70 лет»