История села Кулик

Везирхан Гюлечов,
пенсионер, ветеран педагогического труда

Название аула Кулик (Кьуликк) произошло от слова «доска» – кьул. Согласно дошедшим до нас преданиям, раньше село было большим и располагалось на северной стороне села Вертиль. Из-за оползней часть села со стороны Джули оказалась в местности ЧIухнитI и была снесена рекой Рубас. Вторая половина села сползла в сторону речки Фурдаг-чай. Говорят, что эта часть сохранилась без разрушений, а на месте оползня образовалась отвесная скала высотой примерно 130-150 м, и поэтому село назвали Кьуликк. Конкретных доказательств этим сведениям нет. Но за селом есть руины, а родник, находившийся там, после землетрясений исчез.

В 2002 году в ночь с 9 на 10 мая на территории села снова произошел оползень. С северной стороны земля с каменными оградами из-за долгих затяжных дожей с шумом устремилась вниз, разрушая все на своем пути. В земле появились глубокие трещины в направлении села. Тогда решением правительственной комиссии 41 семью из села Кулик переселили на улицу Митарова в г. Дагестанские Огни.

Из исторических памятников на территории села сохранилась открытая мечеть в Чихтиле, имамом которой был Таиб Куликский. Мечеть служила местом для проведения праздников, собраний, на которых решались важные вопросов Гъунна-дере. По словам моего отца Мурадхана, на северной стороне села располагалось небольшое село ЦIахар, которое исчезло во время эпидемии. Чтобы сохранить жизни людей, сельчане прорыли в земле тоннель с севера на юг, по которой они выходили в районе кладбища.
Село по составу жителей не являлось смешанным. Здесь всегда жили табасараны.
Тухумный состав села. В селе жили следующие тухумы: Матикьар (по имени Мати), многие представители которого после развала СССР разъехались по стране; Гьябакьар; ЦIухрар (Аьликьар); Нурачкьар, ЦIаракьар, Имикьар, АьлитIкьар, Мирзаханкьар – говорят, они появились позже всех и переселились из Уртила. Основание села ни одному из тухумов не приписывается.

Тухумы жили компактно и мирно. Кварталов в селе не было. Браки заключались между представителями разных тухумов. В приданое давали землю, скот, плодовые деревья. Все тухумы были узденами. Имелись безземельные хозяйства, им помогала мечеть, отдавая в пользование вакуфные земли.
Земли были частными, сенокосные луга и леса – общинными. Мечеть имела особый участок леса «Мистан гьар», пользоваться которым разрешали только остронуждающимся беднякам. Имелись и частные луга: Гьябикьарин хяр, Яркьу чIир, Имикьарин хяр, Нурялдин хяр, Уьре хяр, Матикьарин хяр, ЦIаракьарин хяр – в местности Шамалдик, ЦIухрарин хяр в местности Жвуржвахъ, Матикьарин хяр в местности Дагран сивикк. Куликские земли находились и на нынешней территории села Куштиль ,и за селом Чувек.
На реках Фурдаг-чай и Рубас располагались джамаатские мельницы. Токи были частными, однако за их пользование денег не платили.

Население занималось земледелием, садоводством (сажали груши, яблони, ореховые деревья); животноводством (разводили коров, быков, лощадей), а также разводили кур.
К домашним промыслам куликцев относились обработка шерсти, кожи, ковроткачество ручной выработки, вязание чулков, носков, изготовление паласов, дорожек, обрабатывание дерева. В качестве строительных материалов использовали камень, глину, воду, дерево. Куликцы изготавливали и сельхозорудия – плуги, сани, лопаты, вилы, молотильные доски, веники и грабли. Известностью в селе пользовался кузнец Истархан, который изготавливал топоры, ножи, косы, кинжалы, вилы, молотки, плуги и т.д. Мастерами по дереву были Ашуркули и его сын Умаргади; по камню – Азиз Рамазанов, по скорняжному делу – Мурадхан, который изготавливал добротные шубы. Гончарных мастеров не было, но были мастера по изготовлению тандыров. Известной в округе знахаркой была Гюружан из тухума Нурачкьар.

Краски для домотканных изделий куликцы изготавливали из коры деревьев, трав и кустарников.
Куликцы активно торговали с соседями. Основными торговыми путями были Кулик–Ляхла–Халаг–Хучни, Кулик–Куштиль–Чувек–Хив–Касумкент. Продавали сельхозпродукты, ковры, паласы, шерстяные чулки и носки, покупали материал, кондитерские и гончарные изделия. В качестве транспорта и вьючных животных использовали лощадей и быков.
Кулик соседствует с селами Ляхла, Вертиль, Урга и Фурдаг. У куликцев ссор с соседями никогда не было, как и соседними народами – агулами, лезгинами, азербайджанцами и даргинцами. Для решения спорных вопросов собирались на территории открытой мечети в Чихтиле. Куликские мастера работали в других аулах, и сами куликцы принимали людей из других аулов.

В селе распространилась арабская религия, которая сыграла большую роль в жизни наших сельчан. О влиянии ислама говорят и сохранившиеся топонимы – священный источник «Улин шид», вода которой была целебной, священный лес Мистан гьар, священные рощи – зирдун гьарар (Аьхю пир, БицIи пир), где на мусульманские праздники раздавали садака и читали Коран.

В ауле была только одна каменная мечеть размерами I2м х 5м с балконом (12м х 1,5м). Ее посещали 10-12 человек. В стене мечети был шкаф, где хранились рукописные Кораны, и другая литература, которые исчезли в советское время. В мечети детей учили чтению Корана. В селе было мало людей, знающих арабский язык. Хорошим знатоком арабского языка и Корана был Малла Таиб.

Обряды. В ауле практиковали обряды по вызову дождя «Ппешеппа», солнца «Агуни-гуни», праздник наступления весенних работ Эбельцан. Куликцы складывали песни, посвященные праздникам, героям, свадебные песни, сочиняли сказки о бедности и жадности, о богатых и крестьянах.
Куликцы в свободное время играли в подвижные коллективные игры «Дубси гъван», «Дейданмаргъ», «КитIмаргъ» («Аьбазу»), «Тупмаргъ», «Перетягивание каната», прятки «ГьитIикIнакIар», «Ачунчай», «АццутI», «Бацар», «КIекIлер» и другие.

О борьбе куликцев с иноземными завоевателями сохранилось мало сведений. Известно, что сельчане не склонились перед иранскими захватчиками и под предводительством Мирзы Калукского выступили против кызылбашей.
О семьях, выселенных из аула в царское время и в годы репрессий, сведений не сохранилось. Известно, что некоторые куликцы переселились в Ерси, Дарваг, а оттуда позже в Геджух и Каспийск.

В советский период куликцы ездили на заработки в Баку, в Среднюю Азию. Почти ежегодно на уборку урожая ходили в Ерси, Дарваг, Кьуша, Зидьян, Дербент.
В годы Великой Отечественной войны из с. Кулик были призваны в армию почти все молодые мужчины, многие из которых погибли на фронте. Вернулись инвалидами Шихкеримов Маграм, Гаджимурадов Рамазан, Ахмедов Рашид, Абдуллаев Абдулхалик.