История Табасарана ждет новых исследователей

Гюлахмед Маллалиев

Две недели назад мы получили известие о том, что наш земляк, житель с.Дарваг Табасаранского района директор профессионально-педагогического колледжа ДГПУ им. Р.Гамзатова, кандидат исторических наук Шарафутдин Магарамов стал федеральным экспертом Рособрнадзора, и пригласили его в редакцию.

Разговор мы начали с поздравления гостя с включением его в состав экспертов Рособрнадзора и попросили Магарамова рассказать об этом достижении.
– В последние два года Рособрнадзором были внесены изменения в процедуру предоставления полномочий эксперта для проведения аккредитационной экспертизы в рамках проведения государственной аккредитации образовательной деятельности. Если ранее для этой деятельности устанавливали определенные сроки, то сейчас полномочия носят бессрочный характер. Такая же ситуация и при прохождении вузами и ссузами тех или иных профилей – им сегодня аккредитация предоставляется бессрочно. Однако каждые три года проводится мониторинг работы эксперта, и если он не соответствует требованиям, его полномочия могут отозвать. В мои функции федерального эксперта Рособрнадзора входят участие в проведение аккредитации как федеральных вузов, так и ссузов по всей стране – я выезжаю на место, провожу мониторинг качества знаний учащихся, проверка всей остальной нормативной документации.

– А как вы попали в пул федеральных экспертов?

– Я относительно недавно стал директором профессионально-педагогического колледжа при ДГПУ им. Р.Гамзатова. На 5 специальностей мы получили лицензии, однако аккредитаций на них не было, потому что учебный процесс мы начали недавно. На специальность «оператор информационных систем и ресурсов», которую у нас могут получить выпускники школ после 11 классов, нужно учиться 10 месяцев. Мы должны были ускоренно подготовить документы, чтоб получить аккредитацию на эту специальность и успеть выдать нашим студентам дипломы гособразца. После первой зимней сессии в срочном порядке мы подали документы на аккредитацию и успели. И когда к нам в первый раз приехал федеральный эксперт из Нижневартовска; пообщавшись с ним, я понял, что мне как руководителю колледжа не помешает узнать эту работу получше. Так совпало, что в это время шел прием заявок от кандидатов для включения в состав экспертов Рособрнадзора, я подал документы, сдал два квалификационных экзамена и получил полномочия эксперта. Это очень полезно и для моей основной работы – знать всю «кухню» изнутри.

– Насколько я знаю, идея создания педагогического колледжа витала в ДГПУ давно, об этом говорили еще 20 лет назад, однако воплотить ее в жизнь удалось только сейчас. Каковы цели создания этого колледжа при педуниверситете?

– Да, идея давняя. Лицензия для открытия колледжа была получена в еще 2017 году, однако в связи с тем, что в последние годы в Даггоспедуниверситете часто сменялось руководство, многие вопросы не удавалось решать. С приходом в качестве ректора Наримана Асварова вуз буквально стал возрождаться. Нариман Асварович поддержал идею, потому что ДГПУ был одним из немногих федеральных вузов в республике, который не имел своего колледжа. Работающие в республике педколледжи – в Дербенте, Хасавюрте, Избербаше, Кизляре – подведомственны региональному минобрнауки, а в Махачкале не было ни одного педколледжа, а между тем здесь достаточно остро стоит вопрос с подготовкой специалистов среднего звена – для дошкольных учреждений, а также учителей начальных классов, учителей физкультуры, программистов. Ну и конечно, колледж преследует цель подготовки хороших абитуриентов для самого ДГПУ. В этом году мы выпустили 122 оператора информационных систем и ресурсов, из них более 100 человек изъявили желание продолжить учебу в ДГПУ. Поэтому колледж позволяет организовать преемственность образовательного процесса.
Колледж расположен в учебных корпусах педуниверситета, имеется хорошая материально-техническая база – в прошлом году вуз закупил 100 новых компьютеров для колледжа и мы создали современные интернет-классы для студентов, которые получают специальность «Оператор информационных систем и ресурсов», закупили проекторы, новые столы и стулья и прочее. Преподавателей привлекли из университета.
В настоящее время в ДГПУ создана так называемая «элитная магистратура» – из каждого факультета выбирают одного выпускника бакалавриата, которого рекомендуют в магистратуру. Так, в прошлом году со всего университета в магистратуру поступили 13 человек. Мы привлекаем их в качестве практикантов, кураторов к процессу преподавания, то есть создаем для себя будущие кадры.

– А кто ваши потенциальные абитуриенты? Кто может к вам поступить?

– У нас на сегодня есть 5 специальностей, из них 4 – после 9 класса («дошкольное образование», «преподавание в начальных классах», «физическая культура» и «компьютерные системы и комплексы». Для поступления к нам нужен только аттестат и по трем этим специальностям будет внутренний вступительный экзамен (сочинение эссе – для дошкольников и начальных классов, а для физкультурников – сдача нормативов). К нам могут поступить и после 11 класса, к примеру те, кто в силу каких-то причин не смог сдать ЕГЭ или получил низкие баллы – на специальность «оператор информационных систем и ресурсов». Им для этого нужно иметь аттестат об окончании 11 класса. Обучение длится 10 месяцев, по окончании которого они сдают демонстрационный экзамен и получают соответствующий диплом. С этим дипломом можно поступить в вуз на любой факультет, сдав внутренний вступительный экзамен, без ЕГЭ.
Естественно, при подготовке учебных программ мы учитываем и региональный компонент. Так, по специальности «преподавание в начальных классах» у нас есть два профиля – «учитель начальных классов» и «учитель начальных классов и родных языков». По второму профилю пока не готовим специалистов, но это есть в планах, если сумеем набрать подгруппы по национальным языкам.

– Вы, как я знаю, по основному образованию – историк, занимались изучением взаимоотношений средневекового Дагестана с государством Ширваншахов; сейчас, будучи старшим научным сотрудником ИИАиЭ (Института истории, археологии и этнографии) ДФИЦ РАН, занимаетесь изучением истории взаимоотношений Дагестана и России в 18-19 века. Сегодня среди табасаранов наблюдается резкий всплеск интереса к изучению истории, особенно периода освободительной борьбы против полчищ Надир-шаха, тем более многие события этого времени не получили достаточного освещения в исторической литературе. На ваш взгляд, с чем связан такой интерес к истории?

– Да, вы правы. Этот устойчивый интерес к истории у дагестанцев появился с 1990-х годов – когда с распадом СССР официальная идеология, в том числе в исторической науке, была снята с повестки дня, и началась переоценка многих исторических фактов и событий. Появилось много краеведов, любителей истории, которые начали возвеличивать локальную, местечковую историю, в ущерб научным принципам и исторической правде. А так, история Дагестана представляет собой единое полотно, и нельзя рассматривать историю одного народа в отрыве от истории другого народа. Например, в Дюбекском сражении, как и в Андаляльском, против персов вместе сражались и табасараны, и кайтагцы, и лезгины, и аварцы, и лакцы, и другие народы.
Согласен, история освободительной борьбы Табасарана против полчищ Надир-шаха не исследована в достаточной степени. Очень ценные сведения и уникальные документы об этих событиях хранятся в государственных архивах Москвы, Санкт-Петербурга, нужно их изучать, планомерно заниматься темой.

– В этой связи напрашивается вопрос: а как обстоит ситуация в ДГПУ с подготовкой нового поколения табасаранских историков? Сегодня у нас активно работающих профессиональных историков очень мало – это патриарх нашей исторической науки Магомед Гасанов, доктор исторических наук Руслан Сефербеков, вы, а также кандидаты исторических наук Абдусалам Гасанов, Рамис Гашимов и практически все. А табасаранская история ждет своего вдумчивого исследователя.

– К сожалению, общаясь с выпускниками нашего исторического факультета, я не нахожу среди них людей, которые хотят идти в науку. Если изначально выпускник получает диплом и не хочет продолжит учебу в магистратуре и аспирантуре, привести его в науку очень тяжело. Я за последние 5-6 лет не помню, чтобы кто-то из молодых выпускников педагогического университета поступил в аспирантуру, хотя места есть. Сегодня молодежь прагматичная: она ищет такую работу, где можно быстро сделать карьеру, поддерживать высокий финансовый уровень семьи. А тот факт, что наука может принести огромную пользу для общества, для них не важен, либо они этого не понимают. Подготовка историка – это очень долгий процесс; к тому же многие не хотят осваивать узкие специальности. К примеру, чтобы изучить историю Дагестана XVIII века, недостаточно пройти аспирантуру и стать кандидатом наук; нужно знать как минимум арабскую письменность, уметь читать русскую скоропись и обладать другими компетенциями.
Тем не менее, если есть желающие заниматься этой работой, я лично готов им помочь, могу стать научным руководителем, подобрать тему, направлять в дальнейшем. Сегодня много возможностей для молодых ученых – выделяются международные и общероссийские гранты, есть научные фонды, которые поддерживают исследования по истории, археологии и т.д.

– Действительно, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны мы видим, что в последние годы в Табасаране энтузиасты – в основном люди старшего поколения, причем зачастую это не профессиональные историки – копаются в архивах, собирают материалы и пишут истории своих сел, тухумов. С другой стороны, хоть и есть большой запрос со стороны общества, молодежь не хочет идти в историческую науку… Коль скоро речь зашла об историях сел, не могу не задать задать вопрос – вы не собираетесь писать историю с. Дарваг, уроженцем которого являетесь. Если не вы, профессиональный историк, то кто ее напишет?

– Да, у Дарвага древняя и богатая история. Первые достоверные письменные источники, в которых упоминается село, датируются VIII веком, когда на территории Дарвага появились арабы. Меня односельчане просят написать книгу, торопят, но я, как профессиональный историк, понимаю, что к этому нужно подойти основательно, нельзя спешить в этом деле. Сейчас я нахожусь на этапе сбора материала. Последняя моя удачная находка – перепись села Дарваг от 1843 года в архиве ЦГА РД. Кроме того, одних исторических данных для написания истории того или иного населенного пункта недостаточно. Нужно привлекать и материалы по археологии, данные раскопок, чтобы выявить первые поселения на территории села. Так, последние археологические исследования на территории Дагестана (Акушинский район) под руководством академика Хизри Амирханова показали, что территория Дагестана уже была заселена около 2 млн лет назад, а если быть точнее, 1 млн 800 тыс. лет назад. А до его открытий считалось, что самое древнее поселение на Кавказе находилось на территории Грузии. Теперь новые учебники по отечественной истории будут начинаться с информации о том, что самый древний человек на территории России появился на территории современного Дагестана.
Кстати, раз мы коснулись проблемы учебников по истории Дагестана, хочу сказать пару слов и об этом. В 2019 году к нам, в ИИАЭ ДФИЦ РАН, где я работаю, обратилось Минобрнауки Дагестана с инициативой подготовить для школ учебники по истории Дагестана. Были заключены договора с издательством «Просвещение» в Москве, и специалисты нашего института подготовили 5 учебников. Из них в прошлом году 4 учебника по истории Дагестана (с 6 по 9 классы) были изданы. Остался учебник для 10 класса. Автором одного из учебников – для 7 класса – являюсь я. Книги изданы большими тиражами – по 40-45 тысяч и разосланы в школы. Надеюсь, это выправит ситуацию с изучением истории Дагестана в школах республики и поможет заинтересовать школьников. Возможно, новые учебники подтолкнут их в будущем связать свою жизнь с исторической наукой.

– Шарафтудин Арифович, спасибо за содержательное интервью. Успехов вам в педагогической и научной деятельности.